Коневодство степных кочевников

Точно неизвестно, когда человек приручил лошадь. Археологические доказательства относят это событие истории к 3500 — 3000 и даже 4000 гг. до н.э. Наиболее ранние свидетельства относятся к южнорусским степям и Причерноморью. Первоначально коней разводили в качестве мясо- молочных животных, а также для кожи, сухожилий, конского волоса и копыт. Искусство верховой езды появилось позже. Это обстоятельство и дало возможность скотоводам перейти к полностью кочевому образу жизни. Лошадь заняла в из культуре центральное место.

У кочевников существовал культ лошади. Известны захоронения конских голов, изображающие лошадей. Лошадиными шкурами отгораживали священные места. Лошадей часто приносили в жертву. От лошадей зависела жизнь и смерть кочевника, поэтому со временем лошадь стала священным животным. Коневодство распространилось среди индоевропейцев, а потом перешло к тюркам и монголам.

Монгольский лучник

Монгольский тяжеловооруженный конный лучник. 1220 г. Особенность экипировки этого воина заключается в мощном кожаном чешуйчатом панцире и остроконечном шлеме с шелковой подкладкой. Поверх панциря накинуто сюрко, который не дает металлу раскаляться на солнце. Монгольский лук с самым большим углом залома плеч. Поводья коня соединены тонкой веревкой с запястьем. Эта веревка не дает окончательно терять поводья во время стрельбы из лука.

Конный воин имеет ряд неоспоримых преимуществ перед пешим. Кроме очевидного преимущества в мобильности, в бою конный воин располагается выше пешего, что создает психологический эффект, а также дает физическое превосходство. Не следует забывать и о силе самого коня. Наконец, конный воин может вступить в бой верхом, а может спешиться. На протяжении веков кочевники сумели поставить коневодство и искусство верховой езды на должную высоту.

Дикие кони слишком низкорослы и не могут нести на себе взрослого мужчину. Поэтому потребовалось целенаправленное выведение более сильных коней, пригодных для верховой езды. Первые азиатские кони, пригодные для верховой езды и положившие начало многим современным породам, до сих пор в небольших количествах встречаются в восточной степи. Последних диких лошадей обнаружил в свое время Пржевальский. Кости лошадей обнаружены на месте раскопок в Дерейвке, Украина. Эти кости имеют возраст 6000 лет. Анатомически они неотличимы от костей современной лошади Пржевальского. Но со временем домашняя лошадь приобрела заметные особенности.

В Средней Азии в первом тысячелетии до н.э. вывели несколько пород лошадей. Ахалтекинская порода, полученная в Туркестане, — легкая высокая лошадь (средняя высота в холке 15,2 ладоней). Известны бурятская (14 ладоней) и алтайская (13 ладоней) породы. До сих пор сохранилась туркменская порода (14,3 -15,3 ладоней). Туркменский конь обнаружен в одном из алтайских захоронений. Известны скифские могилы, относящиеся к 500 — 100 гг. до н.э. Монгольский пони (12,2 ладони) широко использовался монгольскими племенами в XIII в. Известны породы второго ряда, представляющие собой помесь культурных пород с лошадью Пржевальского. Линию развития пород приходится корректировать с учетом сохранившихся изображений. Например, на серебряном сосуде из Кавказа, изготовленном 4300 лет назад, очевидно изображена лошадь с характерными чертами лошади Пржевальского. Вместе с тем, лошадь имеет также особенности, присущие ахалтекинской породе.

Лошадь Пржевальского — эта особая лошадь. Это не только прародительница домашних лошадей. Дикая лошадь процветала в условиях степи. Она может питаться любым подножным кормом, защищает сама себя в холода и может выдерживать самые экстремальные температуры. Летом в степи обычна температура +12 градусов, тогда как зимой царит холод до -50 градусов. Зима в степи долгая, при этом земля покрыта толстым слоем снега. Но все эти трудности лошадь Пржевальского успешно преодолевает, передав этот инстинкт монгольским породам лошадей. Степные лошади умеют извлекать корм из-под слоя снега толщиной до 50 см. В результате отпадает необходимость заготавливать коням на зиму фураж, а это открывает перед кочевниками дополнительные возможности. На степной лошади можно скакать весь день, а вечером кони собьются в плотный табун и будут выковыривать траву из-под снега. Поэтому степные армии могли перемещаться на значительные расстояния независимо от времени года.

Лошадь, имеющая в крови гены лошади Пржевальского, сочетает достоинства лошади Пржевальского и дикой лошади. До изобретения подков лошадь могла охрометь из-за повреждения копыта, поэтому отбор шел в направлении лошадей с мощными копытами. Ксенофонт, например, рекомендует закаливать конские подковы, для придания им дополнительной прочности. У степной лошади мощные и твердые копыта, что дает ей огромные преимущества. Тот же Ксенофонт пишет, что «как бы хороша лошадь ни была, все ее достоинства ничего не значат, если лошадь хромая.» Кроме того, степные лошади отличаются мощными ногами, густой и теплой шерстью, а также легендарной выносливостью.

После того, как произошла гибридизация лошади Пржевальского с лошадьми, выведенными для более мягкого климата, появились лошади, которые не только отличались неприхотливостью и нетребовательностью, но также достаточной быстротой. При этом кони оказались неказистыми, что отмечает и Аммиан. Филипп Македонский завез большое количество степных лошадей с Дона, чтобы улучшить кровь своих табунов. Китайцы также высоко ценили коней «северных варваров», часто платя огромные деньги, чтобы приобрести удачного производителя.

Коневодство возникло почти сразу же с приручение лошадей. Митанны, народ, народ, испытавший сильное влияние со стороны индоевропейских коноводческих племен, прославились в XIV в. до н.э. как искусные коневоды. Иранские племена занимались выведением новых пород с 1000 до н.э. В первые века нашей эры парфяне занимались коневодством в районе Аму-Дарьи, скрещивая домашних и диких коней, добиваясь от животных стройности, высокорослости и быстроты.

              

Добавить комментарий