Кочевники и их соседи

История кочевых народов написана не ими самими, а их соседями. Для Китая за северной северо-западной границей простиралась дикая местность, жителей которой китайцы называли «северными варварами». Эта местность включала в себя Манчжурию, Монголию, Синдзян и Джунгарию. Среднеазиатские и европейские летописцы видели в кочевниках угрозу с востока. Большинство зафиксированных европейцами событий с участием кочевников произошло на Венгерской равнине, в Трансильвании, Болгарии, а также на Украине и в русских степях. Для греческих авторов кочевники, обитавшие за Понтом, играли особую роль, поскольку здесь, на побережье Черного моря, лежало множество греческих колоний.

Турки-сельджуки в Анатолии

Турки-сельджуки в Анатолии, XIII в. Это сцена дуэли между куманом и двумя турками-сельджуками. Как и многие другие выходцы из степи, куманы могли поступать на службу к византийскому царю.

Римляне сталкивались с варварами в Венгрии, Румынии и Болгарии, а также в районах Кавказа, Армении и Анатолии. Для персов угроза нападения кочевников маячила на севере и северо-востоке, в степях к югу от Урала (современные Казахстан и Киргизия), а также из Афганистана и Таджикистана. Сами персы были выходцами из степи, поэтому они поддерживали связи со своими прежними соседями.

Взаимоотношения между степными кочевниками и оседлыми народами, живущими рядом со степью, носили переменный характер. Иногда они принимали форму мирной торговли, но часто кочевники совершали набеги на соседей. Степи давали кочевникам обширные пастбища для разведения скота. Города-оазисы в Средней Азии, а также земледельческие общины на западном и юго-восточном краях степи часто имели избыток продуктов сельского хозяйства, который продавали кочевникам. Кроме продуктов земледелия кочевники приобретали металлические изделия, керамику и ткани. Отдельные общины полагались друг на друга, их контакты имели форму торговли.

Войны между отдельными племенами кочевников были обычным делом. Кочевники не могли производить всего, что им требовалось для жизни, поэтому они были вынуждены торговать с земледельческими и ремесленными центрами. Но иногда кочевники не покупали, а просто приходили и брали, что им было нужно. Для защиты от таких вторжений Китай предпринял целую программу по строительству стены, отгораживающей южные провинции от северных степей. Персы-асаниды также возвели подобного рода укрепления в районе Дербента, призванные предотвратить набеги кочевников из района Каспийского моря.

Влияние кочевников на Запад, Средний Восток и Китай было довольно многогранным. Оседлые народы получали от кочевников лошадей, луки, учились у них ведению конной войны, а также перенимали стили одежды, покупали у них разную экзотику. Взамодействие кочевников и оседлых часто оказывалось затруднено, но не менее часто обе культуры взаимно обогащали друг друга. Результатом такого взаимодействия стало появление средневекового рыцарства.

«Орды варваров» — это историческая реальность, но с точки зрения оседлых цивилизаций. Кочевники также были центром торгового и культурного влияния. Легко записать кочевников в хищники и варвары, но правда всегда сложна. Их образ жизни отличался сложностью, эффективностью и динамичностью. Наверное, можно сказать, что они дали больше, чем взяли.

Добавить комментарий