Победа скифов над Дарием

Благодаря Геродоту мы знаем, что большую часть персидской армии составляла пехота. Кавалеристов было немного, зато персы везли с собой большой обоз. Скифы же, в противоположность им, все были конными воинами. Лишь в конце похода к ним присоединились пехотинцы из соседних племен. Обе стороны имели сходное вооружение. Однако, скифы превосходили персов в мастерстве стрельбы из лука. Общепризнано, что они были лучшими лучниками своего времени. Это обстоятельство давало им существенные преимущества в сражении «на скаку», в которое они намеревались втянуть противника.

Тем временем персы медленно продвигались в глубь скифских владений. Историки и археологи так и не пришли к единому мнению, по какому маршруту двигалась персидская армия и как далеко она продвинулась. Главный документ, на который мы опираемся – труды Геродота – в этом вопросе ничем не может нам помочь. Геродот пишет, что скифы отступали через территории, населенные племенами, которые они хотели вовлечь в войну на своей стороне и которые отказали им в помощи. Таким образом, подразумевается, что персы прошли 5 000 км за 60 дней. Совершенно ясно, что это невозможно. Даже при ускоренном марше армии, большей частью состоявшей из пехотинцев, для прохождения такого расстояния потребуется в 3-4 раза больше времени. К тому же, на пути персов находилось пять больших водных барьеров – реки Днестра, Южный Буг, Ингуль с притоками, Днепр, Дон, а также множество меньших рек. К тому же, персы находились в постоянном напряжении, все время ожидая налетов неприятеля, проносившегося на своих конях подобно ветру. Постоянный недостаток воды и продовольствия существенно подточил силы персидской армии.

Скифы продолжали отступать, отказываясь вступать в бой. К тому времени, когда они достигли степей северного побережья Азовского моря, на кожаном ремне, оставленном Дарием начальнику охраны дунайского моста, осталось всего две трети узлов. Персам уже казалось, что этому походу не будет конца, а они были так же далеко от цели, как и вначале. Они не только не смогли покорить скифов, наоборот, те день ото дня становились все сильнее, так как с востока к ним прибывало подкрепление. У скифов было все, чего так остро не хватало армии Дария, — вода, пища и фураж.

В конце концов, Дарий решил сделать остановку. Он начал строить большой укрепленный лагерь на северном берегу Азовского моря, где-то в районе современного города Бердянска. Его цели были неясны. Может быть, он планировал оставить в этом лагере большой гарнизон, который мог бы задержать скифов, а сам с основной частью армии продолжить путь на восток. Может быть, он намеревался подождать, пока его корабли подвезут продовольствие. В любом случае, он так и не довел сооружение лагеря до конца. Его стены были уже наполовину выстроены, когда Дарий по неизвестной причине оставил его и продолжил преследование неуловимых скифов. Хотя ему по-прежнему не удавалось заставить противника сразиться в открытом бою, он уже потерял значительное количество людей в перестрелках. И тогда великий персидский царь сделал то, чего он никогда не делал прежде: он отправил посла к скифскому царю Идантирсу.

Посол передал царю послание следующего содержания: «Странный человек! Почему ты постоянно убегаешь, когда у тебя есть шанс сразиться со мной? Если ты считаешь себя достаточно сильным для открытой борьбы, остановись и вступай в бой. Если признаешь себя слабее, то ты тем более должен остановиться и начать переговоры со своим господином, принеся ему землю и воду в знак подчинения».

Геродот пишет, что Идантирс ответил следующим образом: «Я никогда не боялся ни одного человека и ни от кого не убегаю. Я просто странствую, как делал это всегда в дни мира. Ты спрашиваешь, почему я сразу не вступил с тобой в бой? Позволь напомнить, что у моего народа нет ни городов, ни собственной обрабатываемой земли, разорения которой мы могли бы бояться. Поэтому у нас нет причины для сражения с тобой. Вместо воды и земли, которых ты ожидаешь, я пришлю тебе совсем другие дары – именно те, которых ты заслуживаешь… И ты дорого заплатишь за то, что называешь меня своим господином».

Идантирс сдержал свое обещание. Скифы перешли к более агрессивной тактике: они стали перехватывать продовольственные отряды персов. Скифские кавалеристы неизменно побеждали в таких стычках. Идантирс, наконец, ввел в дело основную часть своей армии. Он отправил конных воинов царя Скопаса на запад с важным поручением. Когда скифы поняли, что враг может быть побежден, они решили отрезать ему путь к отступлению, уничтожив мост через Дунай. Скопас дошел до Дуная и вступил в переговоры с греками, охранявшими мост. Геродот пишет, что, получив заверения в том, что мост будет уничтожен, царь отправился на восток, не увидев своими глазами исполнения обещанного. А греки не сдержали данного слова и оставили мост в неприкосновенности.

Теперь Идантирс мог послать персидскому царю обещанные дары. Надо сказать, что для великого владыки это были весьма странные подарки: мышь, лягушка, птица и пять стрел. Дарий истолковал значение этих подношений наиболее выгодным для себя способом. Он решил, что скифы готовы к безоговорочной сдаче – что они отдают ему свою землю (так как мышь живет в земле и питается злаками, как и человек); водные источники (так как лягушка живет в воде); своих лошадей (которых символизирует птица, олицетворяющая собой свободу. К тому же, лошади были самым ценным имуществом скифов). Пять стрел, по мнению Дария, означали, что скифы складывают свое оружие. Придворные истолковали послание скифского царя иным образом: «Если вы персы, не улетите, как птицы, или не спрячетесь, как мыши и лягушки в земле или в воде, то никогда не увидите своей родины, потому что погибните под нашими стрелами». Последовавшие за этим события убедили Дария, что второе толкование было более правильным.

Однажды он получил донесение о том, что скифы наконец-то собрались дать решающее сражение, на которое персидский царь возлагал всю надежду. Хотя его армия была ослаблена, он по-прежнему был уверен в своей способности победить скифов в заранее подготовленном бою. Противники выстроили свои армии как бы для боя. Но очень скоро обнаружилось, что скифы совсем не собираются воевать. Они нашли еще один способ выказать презрение к персам. Как только обе армии развернулись лицом друг к другу, из травы на участке земли, разделявшем двух противников, выскочил испуганный заяц – и скифские кавалеристы, сорвавшись с места, понеслись за ним вдогонку. Дарий принял окончательное решение вести назад свою армию, совсем выбившуюся из сил в бесполезной погоне по бескрайним степям за ускользающим противником.

Однажды ночью скифы подожгли лагерь персов. Раненые и те, кто не мог быстро двигаться, остались далеко позади. Дарий ускоренным маршем шел к Дунаю, бросив груз. Вторая попытка скифов убедить греков уничтожить мост была более успешной. Однако, как оказалось, это был лишь маневр для отвлечения внимания. Мост был перемещен в другое место реки на расстояние полета стрелы. Персы и скифы потеряли друг друга из виду в темноте. На следующее утро Дарий вздохнул с облегчением, увидев, что средство отступления находится в целости и сохранности. Он благополучно увел оставшуюся часть армии, оставив на степных просторах множество погибших воинов, которые так и не приняли участия в планируемом царем сражении.

Благодаря победе над Дарием скифы стяжали славу непобедимых воинов. Подтверждение этому мнению мы находим в трудах греческих и римских историков.

1. Синдо-меотский знатный воин V века до н.э. в полном облачении.
Эта впечатляющая фигура скопирована со скульптурного изображения, находящегося ныне в музее города Краснодара. Бронзовый шлем, изготовленный в северной Италии, был найден рядом с кубанской станицей Даховская, недалеко от того места, где была обнаружена скульптура.Облицованный чешуйками щит восстановлен по скульптурному изображению на гребне Солока и недавним находками из Херсонской области. На воине надет кожаный жакет с длинными рукавами, подол у него сзади длиннее, чем спереди. На груди бронзовые пластины с изображением животных. Эти изображения, вероятно, несли защитную функцию, а также имели эстетическое и магическое значение. У нас есть археологические данные, служащие доказательством того, что рукава доспехов состояли из железных полос. Подол доспехов и их нагрудная часть покрыты железными чешуйками. На скульптурном изображении ясно видны меч, кинжал, вложенный в ножны с кисточкой, кнут с двумя кисточками и «горитос» с двумя луками и стрелами.

2. Знатный скифский воин V века до н.э.
Изображенные на рисунке доспехи были найдены в захоронениях города Нимфаум в Крыму. ныне они находятся в музее Оксфорда. Шлем иллирийского стиля был переделан скифским кузнецом, который отрезал назатыльник и прикрепил его к лобной части в форме козырька. В кургане также была найдена плечевая часть кожаных доспехов классического вида с прикрепленными к ним бронзовыми чешуйками. На груди воина мы видим бронзовое украшение в виде лосиной головы. Пояс состоит из фигурных бронзовых полосок. Поножи типичной для скифов конструкции: полосы из бронзы скреплены между собой и прикреплены к кожаному основанию проволокой. На позолоченной рукоятке и ножнах меча совмещаются декоративные элементы, присущие как греческому, так и скифскому стилю. Меч был найден в захоронении «Острая Могила» возле деревни Томаковка. Роскошная золотая пластина, украшавшая отделение для стрел в «горитосе», была извлечена из захоронения возле деревни Ильичево в Крыму.

3. Скифская женщина-воин знатного происхождения, IV век до н.э.
В женских могилах в окрестностях города Орджоникидзе было найдено несколько экземпляров женского военного костюма, принадлежавших женщинам-воинам. Они не носили доспехов, как мужчины. Их костюм включал в себя элементы повседневной женской одежды: шлем, напоминавший тиару (диадему), жакет без воротника с длинной юбкой. Помимо этого они носили мужские шаровары. Вооружены они были, как правило, копьем, дротиком и луком со стрелами. В женском «горитосе» было дополнительное отделение для ножей. Мечей в женских захоронениях почти нет — за все время, пока ведутся раскопки, было найдено всего тре меча. Зато неизменно находили зеркала, подобные тому, что изображено на этом рисунке подвешенным к поясу.

              

Добавить комментарий