Древний мир

Униформа персидских полков

Существует мнение, что единообразие в изображениях воинов на ахеменидских рельефах свидетельствует не о наличии у персов униформы, а о существовании у персидских художников неких общепринятых условностей. Но есть альтернативные свидетельства греческих авторов, из которых однозначно следует, что ахеменидская армия действительно носила единообразную одежду. Если даже в Греции в IV веке до н.э. появилась своего рода униформа, то в гораздо большей степени централизованной империи Ахеменидов униформа должна была появиться с еще большей степенью вероятности. Читать далее

Царский двор Персии, начало V в. до н.э.

1. Детали украшения царского платья на данной иллюстрации переданы по черно-белой реконструкции одежды Ксеркса I, выполненной Анн Бритт Тайлия. Цвета реконструированы по фигуре на «крылатом диске» с западного косяка западного дверного проема Зала Советов Персеполя. Символ «крылатого диска» появляется в двух вариантах: один с фигурой царя внутри диска, второй без каких-либо человеческих фигур. Вероятно, это символ иранского божества Ахурамазды. По другой трактовке, крылатый диск без человека внутри представляет «судьбу» иранцев, тогда как диск с фигурой царя – «судьбу» монарха. Человеческая фигура в диске изображена в царских облачениях. Читать далее

Переход персов к мидийской одежде

Тип одеяний, встречающийся на рельефах Персеполя, а также на кирпичных рельефах в царских дворцах Сусы и Вавилона, встречался только до последних десятилетий VI века до н.э. В это время оформился канон так называемого «придворного стиля» в одежде, который оставался господствующим вплоть до конца существования Империи. На гробнице последнего царя Дария III изображены копьеносцы, одетые и вооруженные также, как и копьеносцы Дария I. Но это не соответствует действительности. С какого-то времени, вероятно, в правление Дария I, «ахеменидское платье» уступило место мидийской тунике, штанам и капюшону. Ездить верхом человеку, облаченному в ахеменидское платье, было очень сложно. Читать далее

Войны Дария

Война на западе
Утвердив восточные границы, Дарий повернул на запад. В 513 г. до н.э. он начал войну со скифами, которая закончилась полным провалом. Сила скифской армии заключалась в конных лучниках, которые отступали пред персидской армией, проводя тактику выжженной земли. Персы углубились далеко в степь, но так и не смогли навязать скифам генерального сражения. В результате царю не оставалось ничего другого, как повернуть назад. Его армия во время блужданий по степи под стрелами кочевников понесла ощутимые потери. К счастью, понтонный мост через Дунай оставался нетронутым. Армия персов вернулась в Малую Азию. Читать далее

Персидская армия в Греции, 479 г. до н.э.

Война с греками хорошо проиллюстрирована греками. «Платье ахеменидов» нигде не встречается. Очевидно, персидская армия не использовала этот тип одежды во время западного похода. Впрочем, на востоке ахеменидское платье продолжали носить, в том числе «бессмертные». Все фигуры данной иллюстрации основываются на изображениях на древнегреческих вазах.

1. Эта фигура представляет собой компиляцию изображений с более чем тридцати афинских ваз, известных под названием «группа негритянского алебастра». Читать далее

Калиасский мир

Война между Афинами и Персией продолжалась еще несколько лет. Афиняне и их союзники смогли захватить инициативу, умело используя свой многочисленный флот. При поддержке афинян ширились восстания в дельте Нила, на Кипре и в других областях восточного Средиземноморья. Персам все же удалось сдержать эти угрозы, а в 449 г. до н.э. Персия и Афины заключили мир, известный под названием Каллиасского мира. По условиям мира афиняне обещали не посылать своих войск на территорию Персии, а царь Персии обещал не продвигать свои войска западнее реки Галис и флот западнее Ликии. Таким образом, западные сатрапии оказались вынуждены обороняться собственными силами. Государственная армия Персии имела право двигаться на запад только в случае явного нарушения условий договора. Читать далее