Древний мир

Дарий III и копьеносцы, 333 г. до н.э.

1. Фигура основывается на изображении Дария III на мозаике Александра. Царь изображен в царской тунике пурпурного цвета с белой вертикальной полосой посередине. Треугольный галун на манжетах на мозаике значительно выцвел, но на некоторых фотографиях остатки галуна еще различимы. Неясно также, как по старо-персидски называлась туника. Греческие лексикографы Гесехий и Фотий сообщают, что царская туника с белой центральной полосой называлась сарапией, тогда как Поллукс сообщает, что туники с рукавом персы называли словом капур. Цитаты из Демокрита Эфесского, сохранившиеся в текстах Афинея, также содержат упоминание сарапиев, которые могли быть айвово-желтыми, пурпурными, белыми и даже цвета морского пурпура. Читать далее

Элитный полк «бессмертных», около 333 г. до н.э.

Филарх в своем описании двора Александра Македонского говорит о том, что кроме копьеносцев он располагал тысячей лучников, одетых в «пламенную» одежду. Некоторые имели алые туники, многие носили синие плащи. Можно предположить, что эта тысяча лучников состояла из десяти сотен (стаба), набранных по одной из каждого из десяти полков «бессмертных». Каждый из полков имел отличную от других одежду. Поскольку «пламенный» цвет упоминается наряду с алым, можно предположить, что под «пламенным» Филарх понимает желтый цвет. На саркофаге есть четыре персонажа, одетых в одинаковые желтые туники. Возможно, они служили в одном из полков «бессмертных» наряду с копьеносцами. Читать далее

Элита персидских «бессмертных», синий полк

1. По композиционным соображениям эта фигура элитарного конного желтого полка «бессмертных» перенесена на эту иллюстрацию. Цвета прототипа значительно выгорели, особенно в ее верхней части. Поэтому пурпурный ворот на оригинале отсутствует. Тем не менее, отчетливо видны красные квадраты на центральной полосе. Штаны могу быть любого оттенка темно-коричневого цвета – реконструкторы на это счет спорят.

Несмотря на значительные повреждения окраски, не вызывает сомнения, что все четверо принадлежат одному полку «бессмертных». На саркофаге также имеется пятая фигура, но она почти полностью обесцветилась. Читать далее

Другие полки персидских «бессмертных»

Можно предположить, что остальные пять пехотинцев, показанных на саркофаге Абдалонима, имеющие туники с пурпурным воротников и манжетами, относятся к другим полкам «бессмертных». Два персонажа в желтых туниках, но в штанах и обуви другого цвета.

1. На саркофаге цвет капюшона имеет желто-розовый цвет, но мы оставили капюшон просто желтым для единообразия. Неизвестно, была ли у туники полоса по середине или нет. Цвет поясного ремня также не определен, но по некоторым причинам выбран синий. Проведена реконструкция внутренней поверхности щита. Копье с серебряной пяткой. Читать далее

Персидская линейная пехота, 333 г. до н.э.

На саркофаге Абдалонима также изображен только один простой солдат, не входящий в число «бессмертных». Поэтому мы также будем пользоваться мозаикой Александра и другими источниками.

1. Капюшон белый или желтый. Воротник туники «пасленовый», отделан галуном. Остальные цвета туники даны предположительно.
Отсутствие пурпурных деталей на тунике, с одной стороны, указывает на принадлежность к линейному полку. С другой стороны, отделка туники галуном с треугольным рисунком свидетельствует о высоком статусе воина. Возможно, он принадлежит к полку лучников охраны казны. Читать далее

Персидские конные полки

Во многих текстах упоминается персидская конница, насчитывавшая 30 000 человек. Командовал персидской конницей военачальник в должности асапатиш. Наиболее знаменитым асапатишем считается Масистий, командовавший конницей в ходе платейской кампании. Лошадей конница получала из правительственных конных заводов. Наиболее известным центром коневодства была Нисейская равнина в Мидии, где паслось до 150 000 породистых кобылиц. Страбон сообщает, что армяне платили персам кроме серебра еще 1500 коней, тогда как мидийцы давали почти в два раза больше. Читать далее