Униформа персидских полков

Существует мнение, что единообразие в изображениях воинов на ахеменидских рельефах свидетельствует не о наличии у персов униформы, а о существовании у персидских художников неких общепринятых условностей. Но есть альтернативные свидетельства греческих авторов, из которых однозначно следует, что ахеменидская армия действительно носила единообразную одежду. Если даже в Греции в IV веке до н.э. появилась своего рода униформа, то в гораздо большей степени централизованной империи Ахеменидов униформа должна была появиться с еще большей степенью вероятности.

Воин-перс

Алебастровая ваза одна из серии подобных, предназначенных для хранения мазей, ароматов и т.д. Обратите внимание на плащ, обомтанный вокруг левой руки. У солдат абордажной команды не было возможности пользоваться нормальными щитами, поэтому они использовали плащи в качестве импровизированной защиты.

Ксенофонт сообщает, что Кир Великий ввел среди персов ношение мидийских капюшонов. Но сам раздал капюшоны своей знати. Капюшоны были пурпурные, пасленные, малиновые и кроваво-красные. «Пасленный» цвет – это насыщенный коричневый цвет, представляющий собой смесь черного, красного и белого пигментов. Каждый военачальник получил некоторое количество капюшонов, которые должен был раздать своим товарищам. То есть, Ксенофонт описывает систему распределения униформы в персидской армии. Униформой обеспечивались по меньшей мере командиры и элитарные части. Например, Плутарх сообщает, что «царские курьеры» имели отличительный капюшон. Есть свидетельства о том, что персы централизованно снабжались не только униформой, но также оружием и экипировкой. Собирая армию для вторжения в Грецию, Ксеркс обещал дары тому, кто приведет лучше всего оснащенный отряд. Сатрапы должны были оснащать отряды, находящиеся в их распоряжении. Полиен сообщает, что Арсаб, сатрап Большой Фригии в середине V века до н.э. во время восстания против царя разоблачил своего конюшего (асакпатиш), который планировал перебежать на сторону царя в предстоящем сражении. Арсаб отобрал униформу и оружие у людей асапитиша и передал их более верным людям. Этот верный отряд вышел навстречу с людьми царя, ожидавшими заранее подготовленную капитуляцию, и перебил их. Этот эпизод свидетельствует в пользу того, что Арсаб снабжал своих людей униформой и оружием.

Следует указать на разницу между понятиями «униформа» и «ливрея». В первом случае, одежда и экипировка распределяются из единого источника, тогда как во втором случае царь и его ближайшие военачальники распределяют определенное количество одежды и экипировки среди своих людей. Например, после гибели союзного Персии пелопонесского флота при Кизике в 410 г. до н.э. Фарнабаз раздал капюшоны и провианта на два месяца всем уцелевшим пелопонессцам, вооружил их и организовал из них отряд береговой обороны.

Во времена гражданской войны, когда персы воевали против персов, система опознавательных знаков дополняла существующую униформу. Плутарх сообщает, что во время восстания Кира Младшего в 401 г. до н.э. тяжелая конница Кира носила малиновые накидки поверх доспехов, тогда как тяжелая конница царя Артаксеркса использовала белые накидки. Ксенофонт сообщает, что «десять тысяч» греческих наемников, которые служили Киру во время его восстания, все имели шлемы, поножи и щиты из бронзы, а на теле носили малиновую тунику. Вероятно, наемники сами обеспечивали себя оружием, но туники получали централизовано. Белый цвет, который носили воины Артаксеркса, у персов считался священным. Например, для жертвоприношений выбирали только белых лошадей. Артаксеркс, который отличался религиозностью, особенно чтил богиню Анахиту, «Незапятнанную». Афиней записал следующий обычай: Слуги Артаксеркса II, заступая на дежурство, мылись и надевали белую одежду. В 397 г. до н.э. армия верного Артаксерксу сатрапа Тиссаферна включала в свой состав отряд карийских гоплитов, имевших белые щиты.

Изображение персидского лучника

Изображение персидского лучника. Античная ваза, 460 г. до н.э.

            

Добавить комментарий