Персидская линейная пехота, 333 г. до н.э.

На саркофаге Абдалонима также изображен только один простой солдат, не входящий в число «бессмертных». Поэтому мы также будем пользоваться мозаикой Александра и другими источниками.

1. Капюшон белый или желтый. Воротник туники «пасленовый», отделан галуном. Остальные цвета туники даны предположительно.
Отсутствие пурпурных деталей на тунике, с одной стороны, указывает на принадлежность к линейному полку. С другой стороны, отделка туники галуном с треугольным рисунком свидетельствует о высоком статусе воина. Возможно, он принадлежит к полку лучников охраны казны. Мы точно не знаем о том, как этот полк назывался по староперсидски, но можем попытаться предположить. Казна по персидски будет газа, лучник – танувабара. Таким образом, лучник охраны казны – газатанувабара. Куртий сообщает, что носильщики казны назывались гангабаями. Это слово может происходить от ганзапа – «охранник казны». Куртий упоминает о том, что во время вавилонского смотра перед походом к Иссу, для перевозки царской казны использовалось 600 мулов и 300 верблюдов, сопровождавшихся лучниками охраны. Хотя слова Куртия можно интерпретировать и так, словно лучники двигались независимо от обоза, логичнее предположить, что они все же несли охрану животных с ценным грузом. Возможно, каждый датабам нес ответственность за девять животных, а датапатиш следил за своими подчиненными. Подобную систему охраны казны позднее использовал и Александр Македонский. Плутарх сообщает, что когда у македонцев пало животное, несущее часть казны, погонщик попытался взять на себя ношу. Александр, увидев это, попросил его на класть груз «до тех пор, пока он не внесет его в палатку».

Длительные кампании предполагали большие расходы, поэтому с собой приходилось брать значительные суммы. Демосфен сообщает о 12 000 верблюдах, которые несли царскую казну во время похода 354 г. до н.э. Куртий, рассказывая о битве при Иссе, сообщает о том, что Пармениону удалось захватить царскую казну под Дамаском. Размер трофея составлял 2600 талантов чеканной монеты плюс 500 фунтов серебра в слитках. Это богатство перевозили 7 000 вьючных животных, сопровождавшихся 30 000 воинами.

Золотая акинака с эфесом в виде двух львиных голов из Экбатан.

Золотая акинака с эфесом в виде двух львиных голов из Экбатан. Вероятно, это дар, сделанный царем одному из своих друзей. Институт «друзей» возник у эламитов. В ассирийских текстах говорится о том, что лучшие эламитские воины — это те, кто имеют золотые кинжалы и тяжелые блестящие золотые браслеты на запястьях. Клинок перебит во время раскопок ударом мотыги. Общая длина 43,2 см.

Кардака
Описывая смотр под Вавилоном, состоявшийся перед походом на Иссу, Куртий упоминает о том, что мобилизованная численность персидской армии достигала 100 000 человек, в том числе 30 000 конницы. В битве при Иссе Арриан упоминает о 30 000 конницы, находившейся на правом фланге персов под командованием Нарбарзана. Куртий говорит о самом Дарии, который занимал позицию в центре, имея при себе 3 000 элитной конницы и 40 000 пехоты, в том числе «бессмертных». Как уже говорилось, еще 30 000 воинов находились у Дамаска, прикрывая обоз с казной.

Перед Дарием стояли четыре отряда персидской пехоты. Арриан упоминает о 30 000 греческих наемников-гоплитов, стоявших в центре. По флангам их прикрывали два отряда «кардаков» численностью по 60 000 человек, «которые тоже были гоплитами». Курти упоминает 30 000 греческих наемников. Далее он говорит о 20 000 (возможно, здесь описка, должно быть 12 000) «варварской пехоты», которой командовал фессалиец Аристомед Фере. Таким образом, можно предположить, что «кардаки» были не греками и даже не персами.

Старо-персидское слово, лежащее в основе греческого кардаки, – кадака – перешло в средне-персидский язык как кардаг со значением «наемник». Возможно, некие гарду, упоминаемые в аркадских текстах периода ахменидов, в действительности были теме же кардаками. Это дает возможность еще одного толкования слова кардака. Старо-персидское слово гарду означает «дом», «домашнее хозяйство». Отсюда кардака – «охранники царского дома». Когда появились кардака неизвестно. Первое упоминание о них мы находим у Непоса, который говорит о 20 000 конных и 100 000 пеших воинов, «называемых кардаками», выступившими по командованием Автофрадата против восставшего в 367 г. до н.э. сатрапа Датама. Возможно, воины, называемые Ксенофонтом «царскими наемниками», в действительности были кардаками. Ксенофонт также упоминает 120 000 воинов «царской армии», отправленных против курдов назадолго до 401 г. до н.э. Это также могли быть кардаки, хотя с равной вероятностью это могла быть и государственная армия, которая в тот период также насчитывала 120 000 человек.

2. Пехотинец-кардака с мозаики Александра. В левой части мозаики показана конница Александра и сам Александр собственной персоной, топчущих греческих наемников и персидскую пехоту. Если мозаика изображает битву при Иссе, то эти воины представляют собой греческих гоплитов Филимона и персидского кардака. Эта область мозаики повреждена сильнее всего, тем не менее два гоплитских щита отчетливо различимы под конем Александра. Гоплитские щиты, используемые греческими наемниками, изготовлены из бронзы, тогда как расписанные щиты могли принадлежать кардака. Голова, плечи, верхняя часть панциря и рукава фигуры позаимствованы у персонажа, лежащего под конями колесницы Дария. Меч и ножны – из числа брошенного персидского оружия, изображенного на мозаике. Нижняя часть панциря, нижняя часть рукавов, штаны, обувь восстановлены художником.

Если желтый цвет капюшона соответствует действительности, то такие капюшоны носили не только персы, но и наемники неперсидского происхождения. Возможно, однако, что карадака, хотя и не были этническими персами, получали персидское гражданство за несение военной службы. Они могли получать такую привилегию, как освобождение от налогов, обычно доступную только для персов, а также подчинялись персидским законам. Поэтому желтый цвет капюшона может означать не национальность, а персидское гражданство. Но, следует заметить, все эти рассуждения спекулятивны.

Персидские военные поселения
В Персидской империи вышедшие в отставку наемники получали земельные наделы. Подобная система существовала в Персии довольно давно, но при Артаксерксе III претерпела изменения и получила второе дыхание. Теперь отставным наемникам землю давали не где ни попадя, а на стратегически важных участках, требуя от отставников взамен обеспечения местной безопасности. Чаще всего земли давались в районах, только что покоренных Империей и требующих пацификации, или в районах, испытывающих постоянную угрозу внешнего вторжения. Поселение кардака в Ликии, называемое Мебозаны, упоминается в поздних текстах. В Египте вскоре после покорения его македонцами упоминается группа военных поселенцев, называемых «персами». Многие из этих «персов» носили семитские имена, поселенцы были освобождены от выплат ряда налогов. Возможно, это были остатки общины кардака, получившие землю и льготы еще в годы персидского владычества. Македонцы нашли удобным признать существующий статус поселенцев, чтобы не вызывать среди них мятежа. Другое иранское военное поселение существовало в парфянский период в Авромане на территории Ирана. Все эти поселения представляли собой остатки некогда обширной системы военных поселений, образованных вышедшими в отставку кардаками в 350-340 гг. до н.э.

Поселенцы и их потомки обязывались нести военную службу в обмен на предоставление им земель. Правители, пришедшие к власти после смерти Александра Македонского, охотно сотрудничали с поселенцами, так как нуждались в обученных солдатах. Полибий упоминает о 1000 кардака, сражавшихся на стороне селевкидов при Рафия в 217 г. до н.э. Удачный опыт, полученный кардака, заставил правителей продолжать эксперименты с военными поселениями. Теперь вышедшие в отставку греческие и македонские воины получали землю в обмен на несение воинской службы или самими и их потомками. Таким образом, удалось эллинизировать Восток. В некоторых случаях у кардака бралась не только идея, но и сама земля. Полиен сообщает, что около 3 000 персов пытались поднять восстание против Селевка I, но попали в засаду, устроенную 3000 коплитами. Вообще, у селевкидов 3000 человек было стандартной численностью отряда. Однако, вскоре греки сами оказались потерпевшей стороной. Менее века спустя Оборз приказал вырезать 3000 греческих военных поселенцев, узнав, что те составили заговор против него.

3. Пехотинец из сатрапии, около 333 г. до н.э. Эта иллюстрация создана по мотивам фрески с так называемой гробницы Кинха в Македонии. Гробница была описана в 1920 году К.Ф. Кинхом, но позже была разрушена. На фреске изображен македонский конный воин, преследующий персидского пехотинца. Возможно, это эпизод из жизни похороненного в гробнице македонца, имевший место при неудачной попытке Филиппа II вторгнуться в Персию в 336 г. до н.э. Персидский пехотинец – такабара одной из западных сатрапий. Он не обязательно иранец по национальности, а вполне может быть анатолийцем. Белый, а не желтый капюшон может свидетельствовать о неперсидском происхождении. На фреске щит воина круглый, но без обода, поэтому это не гоплитский щит. Возможно, в верхней части щита имелся круглый вырез. Изображение на щите – восьмилучевая звезда – символизирует собой звезду богини Анахиты. Участок фрески с обувью воина был поврежден, поэтому мы изобразили простые башмаки из дубленой кожи. На фреске поза воина показывает, что он пытается вытащить из ножен на левом боку греческий меч, однако и здесь фреска полностью разрушена. Но мы можем утверждать, что кроме копья пехотинец был также вооружен копьем.

Персидская линейная пехота

Персидская линейная пехота

            

Добавить комментарий