Персидская армия

Персидское общество можно охарактеризовать как «феодальное». Оно состояло из знати (азата), крепостных крестьян (бандака) и рабов (марика). Все персы считались крепостными царя. Военная служба была обязательной как для знати, так и для крестьян. Освобождение от службы при дворе или в армии давалось лишь по личному указанию царя. До пяти лет персидские мальчики не могли показываться на глаза своим отцам, но жили на женской половине дома. С пяти до двенадцати лет мальчики учились «ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду» (Геродот). Страбон сообщает, что военную службу персы несли до исполнения двадцати четырех лет в течение четырех лет.

Античная ваза со сценой из трагедии Эсхила "Персы".

Античная ваза со сценой из трагедии Эсхила «Персы». Дух царя Дария вызван из преисподней. Ваза расписана около 440 г. до н.э. Видно, что в это время мидийская туника вытеснила ахеменидское платье. Это часто упоминющаяся в греческих текстах пурпурная туника с вертикальной белой полосой.

Молодые люди формировали отряды по 50 человек. Во главе каждого отряда стоял юноша из главного семейства. Геродот также сообщает, что Дарию было всего лишь 20 лет, когда Кир отправился в 530 г. до н.э. в свой последний поход. По причине своей молодости Дарий не смог участвовать в походе. Но зимой 528/527 гг. до н.э. он служил копейщиком в Египте в армии Камбиса. После периода срочной службы молодой человек демобилизовался и зачислялся в запас, где находился до исполнения пятидесяти лет.

Ксенофонт несколько противоречит Геродоту и Стабону, утверждая, что на службу персидские юноши поступали в возрасте семнадцати лет, а сама служба длилась десять лет. Далее Ксенофонт сообщает, что демобилизовавшись, перс находился в запасе в течение 25 лет, то есть до возраста пятидесяти с лишним лет. В этой части Ксенофонт и Стабон согласны между собой. Затем Ксенофонт пишет, что «у них есть около 120 000 персов». По-видимому, это число означает или общую численность персидской знати или общую численность персидской армии.

Организация персидской армии
Персидская армия состояла из полков численностью тысяча человек. По-староперсидски эти полки так и назывались «тысячами» – хазарабам. Хазара- означает «тысяча», суффикс –бам образует существительное от числительного. Во главе полка стоял хазарапатиш – тысячник. Полк подразделялся на десять сатабам – сотен. Каждой сотней командовал сотник сатапатиш. Сотни делились на датабам – десятки.

Ксенофонт приводит все эти названия в своей «Киропедии», хотя использует вместо персидских слов их греческие аналоги. Он также сообщает, что в армии были командиры пятерок и полусотен. Действительно, в Персеполисе в документах по распределению пайков упоминается такая должность, как пасчадатапатиш, буквально унтер-датапатиш. Очевидно, пасчадатапатиш был помощником датапатиша и занимал позицию замыкающего датабам. Сотня-сатабам возможно делилась на две полусотни, а пасчасатапатиш был заместителем сотника. Десятичная структура сохранялась и на более высоком уровне. Десять полков формировали байварабам численностью 10 000 человек. Во главе байварабама стоял темник – байварапатиш.

Разумеется, на практике численность отрядов была меньше номинальной. Несколько арамейских текстов, оставленных еврейскими и арамейскими наемниками, служившими в асуанском гарнизоне у первого порога Нила на границе с Нубией, позволяют нам реконструировать организацию персидского гарнизона. Применительно к гарнизону вместо слова хазарабам используется арамейское слово дегель – штандарт. Каждый дегель возглавлял перс или вавилонянин. Хотя в сохранившихся списках фигурируют датабамы численностью десять и даже одиннадцать человек, на практике в сатабаме было около 50-60 человек. Аналогичные документы из Арада в Иудее содержат упоминание о десятке всадников из Элиасиба. Списки поставленных на довольствие свидетельствуют о том, что численность сатабама находилась в районе 30-40 человек. Но и здесь численность датабама поддерживалась на уровне полноценного десятка, хотя число десятков в составе сатабама было меньше десяти.

Персидские воины

Фрагмент большого рельефа с дворца Дария в Бехистуне. Двое воинов, стоящих рядом с царем, представляют его арштибара (командира копьеносцев) и ваччабара. Второе слово означает «лучник» или»воин, вооруженный топором», хотя есть толкования, видящие в слове значение «камердинер».

            

Добавить комментарий