Персидская армия в Греции, 479 г. до н.э.

Война с греками хорошо проиллюстрирована греками. «Платье ахеменидов» нигде не встречается. Очевидно, персидская армия не использовала этот тип одежды во время западного похода. Впрочем, на востоке ахеменидское платье продолжали носить, в том числе «бессмертные». Все фигуры данной иллюстрации основываются на изображениях на древнегреческих вазах.

1. Эта фигура представляет собой компиляцию изображений с более чем тридцати афинских ваз, известных под названием «группа негритянского алебастра». Геродот сообщает, что перед морским сражением при Саламине с персидских кораблей на берег сошли эфиопские и египетские матросы, которые как простые пехотинцы участвовали в битве при Платеях. Изображение чернокожих встречалось на афинской керамике и раньше, но именно появление эфиопов при Платеях вдохновило афинских мастеров создать эту серию ваз.

Экипаж каждого персидского корабля насчитывал 30 человек, в основном персов, мидян и саков. Персы не умели плавать, поэтому им было трудно служить в составе абордажных команд. Среди саков выделялись так называемые апа-сака, т.е. «водные сака», жившие в районе Амударьи и умевшие плавать. Текст, обнаруженный в Уруке, содержит описание рациона, выделенного двум капитанам-сакам, командовавшим кораблями, плававшими по Евфрату в 524 г. до н.э. Вероятно, эфиопские моряки набирались среди нубийцев во время, когда персидские корабли поднимались вверх по Нилу.

Спарабара
Традиционной для Ближнего Востока того времени тактикой действия лучников, было действие парами. Лучник стрелял, укрывшись за большим щитом, который держал его «второй номер». Этих щитоносцев персы называли словом спарабара, от спара – большой прямоугольный щит. Датабам или десяток в бою действовал следующим образом. Командир десятка – датапатиш – находился впереди и держал спару. Девять его подчиненных строились в колонну по одному и, укрываясь за спарой, стреляли из луков. Как правило, датапатиш был вооружен копьем длиной около двух метров. В его обязанности входила охрана десятка в том случае, если позиции лучников внезапно атакует неприятель. Датапатиши формировали стену из щитов, из-за которой лучники вели обстрел.

2. «Группа негритянского алебастра» содержит также изображение двух белых наемников в восточной одежде. Оба они бриты, что делает маловероятным их персидское происхождение, поскольку персы вплоть до начала VI века до н.э. неизменно носили бороды. Их одежда выдает в них скифов или саков. Так как они вооружены кривыми саблями, можно предположить в них спарабар, поскольку подавляющее большинство членов абордажных команд были лучниками. Поэтому рядом с воином мы изобразили спару, которая стоит, опираясь на полковой штандарт. Каждый командир полка имел при себе штандарт, рядом с которым строился полк и по которому командира всегда можно было найти на поле боя, на марше или в походном лагере. Подняв штандарт, командир полка давал команду полку начать движение. Цвета «униформы» соответствуют цветам на алебастре, но следует иметь в виду то обстоятельство, что палитра создателя «группы негритянского алебастра» была очень скудной. Можно предположить, что создатель алебастров видел таких воинов в сражении при Платеях. Можно даже предположить существование неких полковых цветов. Вероятно, весь байварабам мог носить черо-белые одеяния с дополнительным «полковым» цветом, в данном случае «пасленным».

Лучники-щитоносцы
Сражение при Платеях не было последним сражением кампании. Персф сражались с неизменной доблестью, но они оказались плохо подготовлены для рукопашного боя. Ситуация повторилась в ходе сражения при Микале. Персы пытались прикопать спары, чтобы создать надежный барьер, под прикрытием которого они могли бы держать оборону. Геродот сообщает, что пока спара стояла, персы успешно оборонялись и не уступали грекам. Но грекам удалось прорваться за линию щитов. Хотя и после этого персы какое-то время держались, в конце концов, союзники персов побежали, лишь одни персы продолжали сражаться до конца.

Стало ясно, что персам требуется какое-либо более удобное защитное приспособление, нежели спара, подходящее для наступления, а также используемое в том случае, если стена из щитов все же оказывалась прорванной. Некоторые воины имели панцири, но требовался сравнительно небольшой щит, которым можно было бы отражать удары греческих копий. Начиная с 460 г. до н.э. на греческих вазах появляются изображения персидских лучников, имеющих щиты. Эти щиты делали из дерева или кожи, по краю щит усиливали металлической оковкой. В верхней части щита делалась выемка, придававшая всему щиту форму полумесяца. Выемка открывала обзор воину. Подобную форму имели и греческие щиты-пельте, хотя и были заметно больше. По-староперсидски такой щит назывался така.

3. Фигура имеет прообразом рисунок на аттической вазе, в настоящее время находящейся в коллекции Лувра. Ваза найдена в ходе раскопок, проведенных в Суса, то есть ее экспортировали из Греции в Персию. На рисунке пример костюма амазонки или перса. Пурпурная туника украшена нашитыми по три бисеринами. Украшение щита напоминает изображение на стене в Помпеях. Такая роспись щитов была достаточно распространена на Востоке.

Персидская армия в Греции, 479 г. до н.э.

Персидская армия в Греции, 479 г. до н.э.

            

Добавить комментарий