Переход персов к мидийской одежде

Тип одеяний, встречающийся на рельефах Персеполя, а также на кирпичных рельефах в царских дворцах Сусы и Вавилона, встречался только до последних десятилетий VI века до н.э. В это время оформился канон так называемого «придворного стиля» в одежде, который оставался господствующим вплоть до конца существования Империи. На гробнице последнего царя Дария III изображены копьеносцы, одетые и вооруженные также, как и копьеносцы Дария I. Но это не соответствует действительности. С какого-то времени, вероятно, в правление Дария I, «ахеменидское платье» уступило место мидийской тунике, штанам и капюшону. Ездить верхом человеку, облаченному в ахеменидское платье, было очень сложно. Мидийская одежда была более практичной.

Гемма, изображающая перса, охотящегося с копьем

Гемма, изображающая перса, охотящегося с копьем. На левую руку намотан плащ или шкурка, образующая импровизированный щит. Известно также несколько греческих изображений персов с подобными импровизированными щитами.

Геродот пишет, что около 420 г. до н.э. персы переняли у мидян одежду, которую стали носить вместо собственной. В это же время появилась тенденция замещать ткань кожей. Геродот также сообщает, что штаны (анакириадас) персов и другие предметы одежды изготовлены из кожи. Ксенофонт также подтверждает изменения, которые претерпела одежда во времена полугероя Кира Великого. Он также сообщает, что персидские пурпурные штаны, капюшоны, крученые ожерелья на шее и браслеты на руках – все были мидийского образца. Персидское простонародье продолжало обходиться старой одеждой. Простолюдины сохраняли старый стиль одежды и вели умеренный образ жизни. Мидийский капюшон (кантуш) накидывался на плечо наподобие гусарского ментика. Кстати, это персидское слово до сих пор активно используется в Европе: польское слово ‘kontusz’ и английское coat. Таким образом, рельефы из Персеполя, а также другие Ахемендские примеры «дворцового стиля» не могут служить достоверным примером. Ахеменидский «народный стиль», который чаще называют неправильным названием «греко-персидским», наоборот, служит великолепным источником.

Тем не менее, возможно, что «платье Ахеменидов» использовалось царем для некоторых традиционных церемоний. После смерти старого царя новый въезжал в старую столицу Пасаргады, чтобы быть коронованным царскими священниками. Там молодой царь заходил в храм богини войны, снимал с себя одежду и надевал ту одежду, что Кир Великий носил еще до своего восшествия на престол. Затем новый царь съедал финиковый пирог с фисташками и пил чашу кислого молока. Далее проводился секретный обряд коронации.

Алебастровые вазы с двумя восточными воинами из одного полка

Алебастровые вазы с двумя восточными воинами из одного полка.

            

Добавить комментарий