Дарий III и копьеносцы, 333 г. до н.э.

1. Фигура основывается на изображении Дария III на мозаике Александра. Царь изображен в царской тунике пурпурного цвета с белой вертикальной полосой посередине. Треугольный галун на манжетах на мозаике значительно выцвел, но на некоторых фотографиях остатки галуна еще различимы. Неясно также, как по старо-персидски называлась туника. Греческие лексикографы Гесехий и Фотий сообщают, что царская туника с белой центральной полосой называлась сарапией, тогда как Поллукс сообщает, что туники с рукавом персы называли словом капур. Цитаты из Демокрита Эфесского, сохранившиеся в текстах Афинея, также содержат упоминание сарапиев, которые могли быть айвово-желтыми, пурпурными, белыми и даже цвета морского пурпура. Можно предположить, что сарапий – означало в персидском языке тунику как таковую.

Куртий дает нам подробное описание военного смотра, устроенного Дарием III у Вавилона перед походом к Иссе. Он пользовался рассказами очевидцев – греческих наемников, служивших в персидской армии. Возможно, таким свидетелем был Патрон Фокеец. Куртий сообщает, что царь носил пурпурную тунику с белой полосой на груди, перепоясанную «по-женски». Куртий сообщает, что царь, ехавший на колеснице, носил тунику длиной до колен. Подол туники свисал свободно, а не был подоткнут в обратную складку, как делали, чтобы одежда не мешалась при езде верхом. На мозаике Александра Дарий изображен на колеснице, но мозаика повреждена как раз ниже пояса, поэтому ничего о том, как перепоясывался Дарий, мы сказать не можем. Туника с обратной складкой появляется на греческих изображениях в конце V века до н.э. Однако по настоящему такая манера перепоясываться стала популярной лишь в третьей четверти IV века. На мозаике видно, что поясной ремень Дария красного цвета. В латинском переводе Куртия упоминается золотой поясной ремень со свисающей акинака, но здесь имеется противоречие с греческим оригиналом, в котором говорится о золотой акинака. Куртий также сообщает, что плащ царя украшали два золотых сокола, «которые клевали друг друга клювами». Возможно, эти соколы были вышиты на спине плаща.

Дарий III изображен с поднятым вверх капюшоном. Это была черта царского костюма, у всех остальных персов капюшон был завален набок или вперед. Куртий согласно со множеством других греческих источников, сообщает, что персы называли царски головной убор словом китар. Это слово может означать «корона» и представлять собой попытку героев передать староперсидское слово кшачрам. Куртий добавляет, что китар обхватывала синяя диатема с белыми украшениями. Эта деталь отсутствует на мозаике, хотя, это могло быть сделано намеренно – возможно, царь потерял диадему в бою. Мы вернули диадему на голову царя.

Штаны и сапоги на мозаике отсутствуют. Ксенофонт пишет, что персидский царь носил прямой плащ, пурпурную тунику с белой полосой, алые анаксириды и пурпурные кантуши. Ксенофонт также упоминает диадему на голове царя. Это описание соответствует изображению на мозаике. Царские штаны мы изобразили имеющими орнамент в виде алых и желтых ромбов. Возможно, это неправильно, зато иллюстрации придано единообразие. Есть данные о том, что греки словом анаксидиды обозначали подобный ромбический рисунок, характерный для штанов скифов, саков и амазонок. Обувь синего цвета, что соответствует ранним описаниям царской одежды.

Дарий III и копьеносцы, 333 г. до н.э.

Дарий III и копьеносцы, 333 г. до н.э.

2. Эта фигура основана на двух персонажах с саркофага Абадлонима и мозаики Александра. Оба персонажа носят одинаковую униформу, что может служить доказательством надежности обоих изображений. Куртий явно искажая факты, пишет, что во время вавилонского смотра только копьеносцы имели право носить «царское платье» (soliti vestem excipere regalem). Основным предметом «царского платья» была пурпурная туника с белой полосой посередине. В книге Эсфири упоминается Мордехай, который пользовался царской благосклонностью, получив «царское платье» в виде фиолетовой с белым туники, большого золотого венка и плаща с отделкой. Очевидно, «царское платье» считалось даром царя, даваемым за заслуги, а копьеносцы получали этот дар сразу всем полком. Александр восстановил отряд «бессмертных» у себя на службе. Филарх, описывая двор Александра, сообщает ряд новых деталей внешнего облика копьеносцев, которые носили одежду пурпурного цвета и цвета желтой айвы. Желтым был поясной ремень и штаны. Штаны украшал ромбический орнамент. Цвет рядов ромбов мог меняться, мы изобразили узор с алыми ромбами. Обратите внимание на синюю обувь, которая также могла входить в состав «царского платья». Воин изображен стоящим по стойке «смирно».

Царский штандарт показан по мотивам изображения на мозаике Александра. До нас сохранился только левый верхний угол штандарта. В этом углу найдены желтые кусочки смальты, что сперва интерпретировали как гербовое изображение какого-либо животного, например, гриффона. Известно, что одним из персидских гербов был сокол с распростертыми крыльями, поэтому мы считаем, что и на царском штандарте был изображен желтый сокол.

3. Фигура имеет прототипами двух одинаково обмундированных персонажей на саркофаге Абдалонима. Один персонаж изображен верхом на коне, облаченным в плащ; он один из участников греко-персидского сражения. Второй – пеший, с гоплитским щитом, участвует в охоте на льва. Скорее всего, это изображение одного и того же человека, так как и там и там персонаж занимает центральное место в композиции. Туника несколько отличается от «царской». По нижнему краю подола пущена широкая горизонтальная полоса, а центральная полоса не белая, а синяя с желто-белым кантом. Обувь синяя. На манжетах треугольные галуны. По всей видимости, это хазарапатиш – командующий отряда копьеносцев. Возможно, синяя полоса на тунике выделяет его из числа остальных солдат и отличает от царя. Экспертиза показала, что на штанах обоих персонажей на стенках имеется желтый и красный пигменты. Поэтому мы изобразили здесь обычный узор – желтый фон с красными ромбами. Возможно, ворот туники у высокопоставленного военачальника был как-то украшен, но здесь краска полностью разрушилась, так что никаких деталей восстановить невозможно. Тем не менее, мы изобразили крученое ожерелье.

Мы не знаем, существовала ли должность хазарапатиша при Дарии III. Есть сведения о том, что Дарий благоразумно держал эту должность вакантной, не доверяя никому столь влиятельный пост. Но Плутарх упоминает некоего Мазая «второго перса после Дария», поэтому некоторые исследователи считают, что должность хазарапатиша занимал Мазай. Некий Мазай также был сатрапом Киликии. Скорее всего, это были два разных человека, так как вряд ли можно было совмещать эти две должности в одном лице. Фигуры 2 и 3 держат гоплитские щиты.

            

Добавить комментарий