Царский двор Персии, начало V в. до н.э.

1. Детали украшения царского платья на данной иллюстрации переданы по черно-белой реконструкции одежды Ксеркса I, выполненной Анн Бритт Тайлия. Цвета реконструированы по фигуре на «крылатом диске» с западного косяка западного дверного проема Зала Советов Персеполя. Символ «крылатого диска» появляется в двух вариантах: один с фигурой царя внутри диска, второй без каких-либо человеческих фигур. Вероятно, это символ иранского божества Ахурамазды. По другой трактовке, крылатый диск без человека внутри представляет «судьбу» иранцев, тогда как диск с фигурой царя – «судьбу» монарха. Человеческая фигура в диске изображена в царских облачениях. Относительно цвета обуви существуют два разных мнения. Одни специалисты утверждают, что обувь синего цвета, другие – что на обуви обнаружен красный пигмент. Мы остановились на первом варианте, так как в пользу его свидетельствует то, что синяя обувь также у «копьеносца» на саркофаге Абдалонима. Появление красного пигмента можно объяснить тем, что синий слой был положен поверх красного. Хотя это изображение Ксеркса, Дарий мог одеваться также и носить те же регалии. Золотой скипетр упоминается Ксенофонтом.

2. Рядом с царем стоит евнух, который держит в руках метелочку и платок. Очевидно, это управляющий двором (встрабара). Он должен был держать двор готовым к приему царя, следить за состоянием палат и руководить всеми частными мероприятиями. Евнухов на востоке ценили. Во-первых, они имели доступ на женскую половину дворца, а во-вторых, у них не было потомства, поэтому они не имели причин преследовать семейные интересы. Однако, иногда и евнухи служили источником проблем. В 465 г. до н.э. Ксеркс I был убит Артабаном, командиром копьеносцев, после того как евнух Митридат открыл тому дверь в царские покои.
Полк копьеносцев составлял личную гвардию персидского царя, которая обеспечивала безопасность правителя. Доступом к царю руководил хазапаратиш из числа копьеносцев. Соответственно, хазапаратиш был самым важным человеком после царя. Подобный титул также использовался при армянском и Сасанидском дворе.

3. В IV в. до н.э. полк копьеносцев получил почетное право носить царскую одежду – пурпурную тунику с белой полосой посередине. Но подобная практика встречалась и прежде. Здесь показан копьеносец с гробницы Артаксеркса III. Воин изображен в анахроничной одежде VI в. до н.э. На головном уборе сохранились следы синего пигмента, на тунике также имеются синие полосы. Копьеносцы комплектовались представителями персидской знати, тогда как правила набора в другие полки «бессмертных» были демократичнее. Поэтому было бы логично ожидать, что одежда остальных «бессмертных» отличалась бы от одежды копьеносцев. Действительно, только копьеносцы носили характерный ребристый головной убор в качестве повседневного, тогда как в других полках это был предмет парадной одежды.

В Персеполе только воины в ребристых головных уборах показаны держащими овальные щиты с вырезом на боку. Археологи называют такой щит «дипилонским» по названию Дипилонских ворот Афин, где изображение такого щита было найдено на фрагменте старинной керамики. Вероятно, свою форму щит унаследовал от примитивных щитов, сделанных из цельной шкуры газели. Такие щиты использовались на Ближнем Востоке с III тысячелетия до н.э. Рисунок на умбоне щита повторяет рисунок на рукаве царской туники. Умбон мог быть серебряным с синим фоном. Цвета щита выбраны произвольно.

В Персеполе за царем в «Сцене аудиенции» изображен квадратный штандарт. Ксенофонт сообщает, что в битве при Кунакса в 401 г. до н.э. царский штандарт состоял из золоченого орла на щите, поднятого на древке. Очевидно, Ксенофонт тут имел в виду сокола с распростертыми крыльями. В «Авесте» – священной иранской книге – царская «судьба» может принимать несколько видов, в том числе сокола с распростертыми крыльями. Этот символ связывается также со старо-иранским богом войны Веретрагной.

Царский двор Персии

Царский двор Персии

            

Добавить комментарий