Народ Моря

Народ моря представлял собой множество разношерстных племен, которых голод, свирепствовавший в конце XIII в. до Р.Х., заставил покинуть обжитые места. Кроме того, вторжение в XII в. до Р.Х. дорийцев в Фессалию и Беотию, покорение ими Ахейскийх царств, Микен и Коринфа также заставило многие племена включиться в процесс миграции. Наиболее известными племенами, составлявшими «народ моря» были пелесеты или филистимляне, а также шердены.

Кроме того, в состав «народа» входили шекелеши, лукки, тереши, штекеры, тирсены, текелы, дениены, вешеши, тевкры, акаваши и заккару. Долгое время считалось, что большинство из этих племен происходило с Сицилии, Сардинии, Крита и Пелопоннеса, переселявшихся в Малую Азию в тот момент, когда хетты были остановлены египтянами в Палестине. Рамзес III, разбивший «народ моря», описал их как «группу государств, вступивших в заговор» и «в их союз входили филистимляне, тшеккеры, шекелеши, дениены и вешеши». То, что это было именно переселение, а не военный поход, подтверждается изображениями «народа моря», где солдат сопровождает необычайно большое количество женщин и детей.

Современные авторы склонны отвергать эти старые предположения и считать, что «народ моря» происходил с западного и южного побережья Малой Азии и прибрежных островов. Со своей земли их действительно согнал голод и греки. В настоящее время считается, что Тереш и Дениен были два города в Киликии (южное побережье Малой Азии), упоминавшиеся в хеттских источниках как Тарса и Даания. Акаваша — это, вероятно, город Аххиява на юго-западе Малой Азии. Шердены скорее всего происходили с Кипра, а не Сардинии. Также пелесеты, шекелеши и тшеккеры теперь объединяются с лукками, проживавшими на памфилийском побережье Малой Азии.

Первое крупное столкновение «народа моря» с Египтом произошло в конце XIII в. до Р.Х. Армия фараона Мернептаха разбила пришельцев, потери которых убитыми и пленными составили порядка 5000 человек. В 1193 году Рамзес III снова разбил народ моря, безвозвратные потери которого составили 13500 человек. Спустя три года с н одержал новую победу, действуя на суше и на море, как это изображено на рельефе в Мединет-Хабу.

Однако потери не обескуражили народ моря. Поэтому Рамзес III дальновидно разрешил пришельцам осесть в приграничных районах побережья Палестины, использовав их в качестве живого щита. Здесь пелесеты (которые, собственно, и дали название Палестине) образовали союз из пяти крупных городов: Ашкелон, Ашдод, Газа, Экрон и Гат.

Укрепление филистимлян совпало с процессом распада хеттского царства. Филистимлянам удалось узнать секреты изготовления железа, что способствовало их дальнейшему укреплению. Ставший им известным секрет филистимляне не спешили передать другим. «По всему Израилю не осталось ни одной кузни. Филистимляне говорят, это сделано для того, чтобы израильтяне не могли делать мечи и копья». К 1050 г. до Р.Х. жизненные интересы филистимлян и израильтян смертельно пересеклись. Израильтяне под предводительством Саула и Давида сумели победить филистимлян.

Рамзес II (1290-1223) нанял некоторое количество шерденов в свое войско. Известно, что шердены воевали в составе египетской армии против своих соотечественников и других племен народа моря в 1190 г. до Р.Х. Их использовали в качестве телохранителей фараона и для юмплектации передовых ударных отрядов. Филистимляне также нанимались на военную службу. На рельефах их изображают марширующими и сражающимися группами по четыре. Четыре человека наиболее оптимальное число воинов для рукопашной схватки, при этом они полностью защищают друг друга с фронта, тыла и флангов. Известно, что в то время лишь тевкры использовали колесницы, тогда как большинство остальных племен народа моря сражались в пешем строю. Лучники составляли лишь незначительную часть армии.

К началу войны с израильтянами филистимляне полностью отделились от остальных племен народа моря, проживая в своих городах уже 150 лет. Филистимлянская армия располагала небольшим количеством колесниц (на каждой из которых было по три воина, на хеттский манер), легкой и тяжелой пехоты, вооруженной двумя копьями и мечом. Численность армии неизвестна.
древние воины

1: Ассирийский воин, VII в. до Р.Х.
Этот копейщик времен Ашшурбанипала изображен по мотивам рельефа в юго-западного дворца в Ниневии. Воины в то время экипировались легче, чем их предшественники. Фактически их доспехи состояли из большого щита и шлема. Некоторые воины имели плетеные щиты без каких бы то ни было усиливающих накладок из кожи или металла.

2: Ассирийский лучник, VIII в. до Р.Х.
Этот лучник, изображение которого позаимствовано с ассирийского рельефа, из доспехов носит широкий пояс, плечевые ремни и налобную повязку из холстины. Набедренная повязка имеет характерный рисунок и бахрому. Однако налобная повязка была характерна скорее для иудеев, чем для ассирийцев. Ее появление здесь, вероятно, объясняется взаимным влиянием соседних культур. Другие лучники на рельефе изображались без плечевых ремней и налобной повязки. Все вооружены композитными луками и железными мечами.

3: Эламитский лучник, VII в. до Р.Х.
Рисунок создан по мотивам рельефа в дворце Ашшурбанипала в Ниневии. Эламит носит налобную повязку другого типа, характерно также украшение на колчане. Вооружение состоит из композитного лука и бронзового кинжала (или короткого меча).

              

Добавить комментарий