Древний мир

Европа, Средняя Азия и Великая Степь

На протяжении тысячелетий миграция народов Евразии происходила с востока на запад, из бескрайних восточных степей на плодородные пашни Европы и Ближнего Востока, а так же с севера на юг, из суровых монгольских равнин к теплым землям Китая. Появление переселенцев, а иной раз и захватчиков, в Европе и Китае стимулировало развитие техники, так как происходило взаимное обогащение сталкивающихся культур. Некоторые из этих нововведений резко изменили ситуацию в Европе, Ближнем Востоке и Китае, прежде всего сточки зрения способов ведения войны. Тут будет уместно задать вопрос: что же превращало животноводов- кочевников в армию великолепных воинов, часто превосходившую по боеспособности армии более продвинутых оседлых цивилизации? Читать далее

Степной пояс и группы кочевников

Степь — огромное море травы . Оно раскинулось на 8000 км от Манчжурии до Венгрии. Ширина степного пояса составляет около 1000 км. Общие очертания степного пояса неровные, но степь непрерывна. Степь проходит по северным границам государств средней Азии, Захватывает значительную часть России и почти всю Украину, равнинную Венгрию, часть Трансильвании, а в прошлом степь охватывала собой и Анатолию.

Границы степи на севере ограничены лесами, в том числе тайгой, а на юге — пустынями Гоби и Такла-Макан, горами Тянь-Шаня и Памира.

Северная и южная границы степи практически непроходимы. Читать далее

Скифы, сарматы, гунны, монголы и другие кочевники

Первым кочевым народом, о котором есть достоверные исторические свидетельства, были скифы. Скифы фигурируют у многих греческих авторов, из которых наиболее весомым считается Геродот с его «Историей». Геродот также упоминает о предшествовавших скифам киммериийцах. Следом за скифами появились сарматы или савроматы, как их называет Геродот. Несмотря на то, что сарматы издавна были известны грекам, основную роль они сыграли позже — в I-III веках н.э., когда на Средиземноморье господствовали уже не греки, а римляне. Скифы и сарматы разговаривали на иранских диалектах и имели общие исторические корни с мидянами и персами. Читать далее

Кочевой образ жизни

Наши представления о кочевой жизни во времена античности во многом определяются летописцами прошлого, для которых степные кочевники были, прежде всего, врагами. Поэтому неудивительно то противопоставление, которое возникло между кочевым скотоводством и оседлым земледелием. Однако, как и все противоположности, они оказались связаны друг с другом, хотя бы торговыми и культурными связями. Другое распространенное заблуждение — считать кочевое скотоводство более примитивным занятием, нежели земледелие. В действительности, скотоводство — более поздний феномен человеческой культуры, который не менее чем земледелие требует умения примеряться к климатическим условиям. Читать далее

Кочевники и степь

В трудные времена, в случае засухи, слишком холодной зимы или падеже скота, кочевники поправляли свое пошатнувшееся материальное благополучие с помощью набегов. Во-первых, такие набеги были просто вопросом выживания племени. Когда в IV веке епископ Григорий попытался обратить сарматов в христианство и начал увещевать их отказаться от набегов, сарматский вождь ответил ему: «если мы прекратим набеги и грабеж, как же мы будем жить?» Но для многих кочевников набеги были не просто способом добычи средств к существованию, а глубоко укорененным обычаем. Гунны и авары со временем совершенно забросили скотоводство, предавшись исключительно грабежу. Читать далее

Юрты кочевников

Некоторые степные жители обитали не в кибитках, а в войлочных юртах, или говоря по-монгольски, в герах. Юрта представляет собой деревянный каркас диаметром от 6 до 12 метров, обтянутый войлоком. Вмещает юрта от пяти до пятнадцати человек. Этот вид жилища до сих пор встречается в Средней Азии и Монголии. Войлок тоже изобретение степных народов. Его изготавливают из шерсти овец, коз, верблюдов, яков или коней. Войлок идеально защищает от ветра и холода, а также отличается долговечностью. Родословная юрты насчитывает более 2000 лет. Археологические находки, такие как войлок и ковры из пазырыкских скифских захоронений, отчетливо указывают на то, что юрты имелись уже у скифов. Читать далее