Процесс облачения самурая

На рисунках показан самурай периода Момояма, надевающий оборонительный костюм. Он начинает с фундоси, или набедренной повязки. Лучшим материалом для нее служила белая льняная или хлопчатобумажная ткань, зимняя фундоси была на подкладке. Затем он надевает ситаги, или рубашку Ситаги бьла похожа на обычное кимоно в гражданском платье, только короче.
Она застегивалась на груди и перехватывалась на талии оби (поясом). Он оборачивался дважды вокруг талии и завязывался спереди.

Кобакама, как явствует из названия, были укороченные штаны хакама, которые носились под доспехом. Они были уже хакама и короче — опускались примерно на 12 см ниже колен. Сперва самурай надевал левую штанину, затем стягивал последовательно задние и передние шнуры, завязывая обе штанины спереди.

Теперь показанный на иллюстрации самурай присел, чтобы надеть таби, пару носков с отделенными большими пальцами, какие в Японии носят и по сей день.

Затем вокруг лодыжек оборачивались кяхан (гетры), в которые заправлялись штанины кобакама. Становится ясно, почему самурай надел носки с отделенными большими пальцами, когда мы видим, как он приступает к следующему элементу экипировки — варадзи, или соломенным сандалиям. У сандалий плетеные подошвы и два фиксированных шнура, которые проходят между большим и следующим пальцами. По периметру подошвы располагаются петли, через которые шнуры пропускаются и завязываются. Дополнительно сандалии рекомендовалось подвязывать с внутренней стороны ступни во время перехода по гористой местности, заснеженным или грязным дорогам или при форсировании болот и рек. Самурай всегда должен был иметь при себе пару запасных сандалий или человека, который бы их нес.

Надев сандалии, самурай, в том же положении сидя, надевает первый элемент собственно оборонительного комплекта — сунэатэ, или поножи. Сунэатэ состояли из вертикальных пластин, соединенных шарнирам и или кольчугой на тканевой основе. У поножей имелась специальная кожаная защита, крепившаяся в местах соприкосновения ноги со стременем.

Облачение самурая 1

Для защиты бедер использовался хайдатэ. Хайдатэ сильно смахивал на раздвоенный матерчатый передник, нижняя часть которого была обшита перекрывающими друг друга металлическими или кожаными пластинами. Они крепились на талии, а некоторые разновидности имели дополнительные крепления с двумя задними секциями, не позволяющими им подниматься. Поскольку хайдатэ предназначался в основном для защиты в конном строю, в пешем строю его иногда снимали, особенно перед началом ожесточенного рукопашного боя. Он также доставлял неудобства при переходе через болото, поэтому во время марша его надевали, но не затягивали при этом крепежные шнуры, чтобы в случае необходимости легко и быстро снять.

Югакэ (перчатки) делались из дубленой кожи, иногда украшенной узорами. Сначала всегда надевалась правая перчатка.

Существовало множество разновидностей котэ, или наручей, но все они изготавливались из плотной ткани, на которую нашивались кольчуга или небольшие металлические пластинки. Кольчуга неизменно покрывалась черным лаком, а металлические пластинки покрывались лаком того же цвета, что и остальные элементы доспеха. Длинны й крепежный шнур пропускался изнутри через рукава котэ. У некоторых котэ рукава соединялись, у других крепились к петлям на до, а у третьих связывались на груди. Иногда они составляли единое целое с вакибики — матерчатой или кольчужной защитой подмышек.

Теперь самурай должен надеть основной элемент доспеха — до с дополняющей его кусадзури. Какого бы стиля ни был до, крепился он всегда одинаково — посредством внутренних поддерживающих шнуров, пропускаемых поверх кохирэ, или маленьких наплечников в виде шестиугольных подушечек, смягчавших давление шнуров на плечевые кости — и застегивался на правом боку, или, если это был харамаки, — за спиной. Основная тяжесть кирасы ложилась на бедра и смягчалась уже упоминавшимся поясом. Убедившись, что до сидит надлежащим образом, самурай плотно оборачивал вокруг талии ува-оби.

Теперь самурай был полностью экипирован от ступней до шеи. На этой стадии он должен был надеть содэ, или наплечники, если таковые входили в его оборонительный комплект. Усовершенствованные типы до и котэ вообще не нуждались в содэ. В комплект юкиносита-до , например, входили две металлические полукруглые пластины, которые защищали верхние части котэ. Если содэ входили в оборонительный комлект, то они обычно были небольшими и слегка изогнутыми и имели с внутренней стороны матерчатую подкладку, доходящую до уровня нижне й пластины.

Прежде чем надеть элементы защиты шеи и головы, самурай должен прицепить свое оружие, которое обычно состояло из меча {катана) и кинжала (танто). Облаченные в доспех самураи никогда не носили короткого меча. Существовали различные способы крепления меча — он или затыкался за пояс , или подвязывался за ножны посредством шелкового шнура, или подвешивался к поясу (в стиле тати) режущей кромкой вниз.

Для защиты шеи служила нодова, или латное ожерелье, состоявшее из нескольких металлических пластинок, соединенных шнурами. Прежде чем надеть маску для защиты лица, или мэмпо, самурай оборачивал свою голову повязкой , или хатимаки, которая служила в качестве внутренней подкладки для шлема. Она обычно достигала в длину пяти футов и была традиционно белого цвета. Чтобы надеть хатимаки, самурай должен был развязать свои волосы, зачесать их назад и, приложив хатимаки к затылку, обмотать вокруг головы и подоткнуть ее концы спереди.

Маска для защиты лица (мэмпо) является наиболее узнаваемым компонентом японского оборонительного доспеха. Имелись различные разновидности мэмпо — от простой металлической пластины, закрывающей подбородок (хоатэ), до настоящей маски, закрывающей все лицо (сомэн). Наиболее популярной разновидностью была полумаска, закрывающая подбородок и щеки, иногда с элементом защиты носа, и с отверстием для рта.

Маска традиционно покрывалась изнутри красным лаком и имела небольшое вентиляционное отверстие. Поскольку маска служила также для поддержания шлема, она снабжалась крючками, через которые пропускались его крепежные шнуры. Маске зачастую придавались черты человеческого лица с усами.

Облачение самурая2

Если доспех периода Момоям а отличался довольно скромно й отделкой, то в шлеме, по крайней мере, самурай вполне мог выразить свою индивидуальность. Словно в насмешку над однообразными стилями до, шлемы того периода представляли собой нередко странные и удивительные творения человеческой фантазии. Основно й шлем (кабуто) состоял из тульи (хати) с прикрепленным к ней элементом защиты шеи (сикоро), который выполнялся в том же стиле, что и остальные пластины доспеха. Сама тулья имела множество разновидностей. Простой и распространенно й версией была дзунари — круглая, крепкая с хорошей отражающей поверхностью. Изнутри тулья покрывалась красным лаком , блики которого на лице самурая придавали ему еще более устрашающий вид.

Экстравагантные очертания шлемы стали приобретать за счет дополнительных элементов из дерева и бумаги. Отличным примеро м может служить нага-эбоси-но-кабуто Като Киёмаса, тулья которого, покрытая серебряной краской и изображениями красного солнца с каждой стороны, была сделана из бумаги на деревянном каркасе. В том же стиле были выполнены шлемы «хвост зубатки» — золотой для Маэда Тосииэ (1538—1599) и серебряный для Хори Хидэмас а (1553-1590) . Одна из разновидностей, которая выглядела особенно эффектно в сочетании с доспехом, выполненным в виде человеческого торса, называлась «волосатый шлем» — конские волосы были зачесаны так, что напоминали голову, а для пущего эффекта иногда добавлялись поросячий хвостик и пара розовых ушей.

Ямамото Кансукэ , подданный Такэда Сингэна, носил шлем , украшенный большими деревянными рогами. Подобный шлем также носил Курода Нагамаса (1568-162 3 г г ) , имевший и другой шлем необычно й формы , называемый ити-но-тани-кабуто. Своим названием шлем обязан знаменитой битве 1184 г, когда самурай Минамото Ёсицунэ обрушился на врага с крутого склона горы. Форм а шлема предположительно напоминала очертания того крутого склона.

Хонда Тадакацу (1548-1610) носил на шлеме пару стилизованных деревянных рогов . И Наомаса и его сын Наотака носили дзунари-кабуто с позолоченными металлическими рогами и плюмажами из конских волос.

С другой стороны, шлемы могли украшаться различными значками. Датэ Масамунэ (1566-1636) отдавал предпочтение асимметричному золотому полумесяцу, маленькие значки которого носил и его самураи. Тоётоми Хидэёс и (1536-1598) носил на затылочной части одного из своих шлемов огромный гребень в виде восходящего солнца с лучами. Токугава Иэяс у украсил налобные части нескольких простых шлемов прекрасными гребнями в виде золотого папоротникового листа.

Шлем надежно привязывался посредством длинного шнура, обычно красного или синего цвета вне зависимости от цвета остальной шнуровки доспеха.

Теперь самурай был готов к сражению, но, несмотря на все единообразие экипировки, распространявшееся и на шлемы рядовых самураев, ему необходимо было иметь при себе некоторые отличительные знаки, по которым его могли опознать как соратники, так и враги. Одним из таких знаков являлся сасимоно, крепившийся сзади к доспеху. Часто для этой цели использовался небольшой вертикальный флаг с изображением герба или значка его носителя, если он занимал достаточно высокое положение, а если не занимал, то его хозяина, но в качестве отличительных знаков служили и другие объекты, такие как перья и различные предметы. Для крепления сасимоно, который фиксировался на древке, на спинной части до на уровне поясницы имелось гнездо, а на уровне лопаток — кронштейн. Нижний конец древка вставлялся в гнездо, а в середине оно закреплялось кронштейном. Должно быть, ношение сасимоно доставляло определенные неудобства, по крайней мере, сохранился рисунок, изображающий, как подданные одного высокопоставленного самурая снимают с него сасимоно и держат его, пока их хозяин занимается выяснением отношений с противником.

Необходим о упомянуть о дополнительных аксессуарах экипировки. У некоторых до имелся матерчатый кармашек. Он предназначался для хранения платка, но мог также использоваться для ношения других мелочей. Иногда с левого бока до надевался кожаный мешочек, препятствуюший трению ножен меча о металлическую кирасу. Прочие аксессуары включают полотенце , сумку для провизии, сумку для голов , кошелек, веревку с «кошкой», моток веревки и мешочек для предметов медицинской помощи . Мешочки и веревка приторачивались к седлу во время конного перехода, но в большинстве случаев эти вещи переносились слугами самураев.

В перерывах между сражениями самурай предпочитал носить дзинбаори, длинную меховую накидку, надеваемую поверх доспеха. Она отличалась нередко богатой вышивкой , особенно на спине. Супруга Маэда Тосииэ вышила на дзинбаори своего мужа изображение Сёки, мифологического истребителя демонов.

Весьма странным элементом экипировки являлась хоро, которая выглядела похожей на матерчатый пузырь и состояла из хлопчатобумажной ткани, натянутой на деревянную раму Изначально она служила для «улавливания стрел», но к периоду Момояма приобрела чисто церемониальное значение.

Какие из описанных выше предметов экипировки действительно использовались в тот или иной период, зависело от обстоятельств. Маска и хайдатэ не надевались, если ожидался отчаянный рукопашный бой, как и поножи, в случае если противник занимал более высокие позиции. Иногда просто не хватало времени для постепенного надевания доспеха, как это было описано выше . Если самурай оказывался захваченным врасплох, он мог быстро облачиться в до, находящийся в ящике для доспеха или подвешенный к потолку В таком случае, было бы неплохо, если бы наручи уже были прицеплены к до.

Самураи, бывшие одновременно монахами, такие как знаменитые Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин, могли носить поверх доспеха под меховой накидкой монашеский кэса. Кэса напоминал шарф с кольцом из слоновой кости на левой стороне. Уэсуги Кэнсин обычно изображался на рисунках без шлема на голове, но в белом монашеском капюшоне.

В период Момояма не изготавливались оборонительные доспехи для лошадей. Зато животные зачастую украшались длинным и лентами и тесемчатой бахромой. Деревянное седло покрывалось лаком, а металлические стремена отличались необычным дизайном. Во время военных действий лошади использовались для транспортировки мешков с рисом и фуражом.

Мешки приторачивались к седлу. В период Эдо, когда появляются фитильные пистолеты, к седлу приторачивалась кожаная кобура с парой таких пистолетов. В лагере лошади держались на привязи, а чтобы далеко не убежали, их передние ноги спутывались шелковой лентой. Почти обязательным декоративным элементом являлась большая седельная попона с вышитым на ней гербом или сделанная из шкуры животного. В те времена лошади не подковывались, и еще интересная подробность: самурай всегда садился на лошадь с левой стороны.

Облачение самурая3

            

Добавить комментарий