Одежда самураев в мирное время

Форма одежды, которую надевал самурай, если только не готовился к сражению, то есть, если не облачался в доспехи, зависела от степени торжественности события. Основным мужским платьем было кимоно, длинно е одеяние с широким и рукавами, закрывающее колени, которое иногда надевалось поверх белого нижнего белья того же покроя. Кимоно перехватывалось длинным поясом, который дважды или трижды оборачивался вокруг талии и завязывался спереди. За этим поясом самурай носил мечи.

Самурай, одетый в ками-симо и вооруженный двумя мечами

Самурай, одетый в ками-симо и вооруженный двумя мечами

Самурай надевал кимоно , если собирался пойти куда-нибудь развлечься летним вечером, и единственное, что он мог надеть под кимоно, была фундоси, или набедренная повязка. В других обстоятельствах он мог дополнить этот костюм широкими штанами хакама. Хакама больше напоминали раздвоенную юбку. Они были жестко накрахмаленными, имели широкие разрезы по бокам и подвязывались двумя комплектами шнуров спереди и сзади, которые затем обматывались вокруг талии.

Хакама доставали до лодыжек, и когда самурай их надевал, то мечи засовывал за пояс кимоно, но поверх хакама. Дайсё (два меча) были визитной карточкой самурая. Длинный, именуемый катана, представлял собой стандартный боевой меч; катана преуспевающего самурая отличался исключительной отделкой и зачастую являлся фамильной ценностью, передаваемой по наследству. Лезвие меча было слегка изогнутым, что усиливало его режущие свойства и делало идеальным оружием для рукопашного боя. Вдоль лезвия шла волнистая линия соединения закаленной режущей части клинка и более мягкой полосы меча — такая комбинация сообщала ему твердость и упругость. Деревянная рукоять меча покрывалась самэ, кожей гигантского ската, а затем плотно обкручивалась темно-синим шелковым шнуром, чтобы не соскальзывала рука. Небольшая круглая цуба, или гарда, крепилась на месте соединения лезвия с рукоятью. Ножны могли покрываться лаком и крепко привязывались к поясу при помощи сагэо, шелкового шнура, пропускаемого через небольшие выступы на ножнах.

Короткий меч (вакидзаси) выполнялся в идентичном стиле. Оба меча носились режущей кромкой вверх, так что смертельный удар мог наноситься прямо из ножен. Самурай был готов отразить нападение в любой момент, и когда такая угроза возникала, он быстро оправлял свою широкую и неудобную одежду, чтобы она не мешала в бою. Хакама подтягивались вверх и подтыкались изнутри за пояс, а рукава подвязывались при помощи тасуки, узкого кушака, который протягивался спереди через рукава и соединялся на спине. Опытный самурай мог проделать обе операции в считанные секунды.

На ноги самурай мог надевать носки с отделенными большими пальцами, называемые таби. Таби в «гражданской форме одежды» были, как правило, белого цвета; летом их могли вообще не надевать, но самурай никогда не выходил босиком на улицу. Он обычно обувался в соломенные сандалии, или даже в тэта, деревянные башмаки на высокой платформе. Гэта никогда не надевались, если существовала угроза опасности, так как были очень неудобными и не давали быстро двигаться.

В более формальной обстановке, при несении караульной службы, например, самурай мог облачаться в хакама с катагину — такая комбинация называлась ками-симо (высокое-низкое) . Катагину представляла собой любопытную разновидность безрукавки, плечи и спина которой были простеганы и накрахмалены, отчего торчали наподобие крыльев. Катагину была того же цвета и с тем же рисунком, что и хакама. Декоративны м элементом ками-симо являлся мон — геральдический значок господина, который располагался на передних отворотах катагину, посередине спины , на рукавах кимоно , если оно надевалось под ками-симо, и на верху задней части хакама.

По особо торжественным случаям в период Эдо, таким, как представление сегуну, высокопоставленные самураи надевали нага-хакама, очень длинные штаны, которые волочились по полу за самураем и полностью закрывали его ступни. Обладатель таких штанов должен был отличаться незаурядной ловкостью и прекрасной координацией. Считалось, что в таких штанах невозможно совершить убийство или, по крайней мере, сбежать после такового.

Самурай менял свое платье, когда отправлялся в путешествие, например, в одну из регулярных поездок в Эдо на аудиенцию к сегуну, которые стали традиционными в начале периода Эдо. Хакама идеально подходили для верховой езды, чего нельзя было сказать о катагину, вместо которой надевалась хаори, куртка для верховой езды. Те, кто путешествовал пешком, надевали хаори поверх других штанов, которые были поуже хакама и заправлялись в гетры. Пола хаори оборачивалась вокруг ножен, что придавало фигуре идущего самурая характерные очертания.

Головной убор состоял из большой соломенной шляпы, называемой каса, похожей на ту, что носят современные японские крестьяне, которая служила защитой от солнца и дождя. Другая разновидность этой шляпы полностью закрывала всю голову, только впереди была щель, через которую можно было смотреть. Это была полезная вещь для того, кто хотел остаться неузнанным, например, во время тайного посещения одного из веселых кварталов Эдо. На голову также могла надеваться повязка или капюшон, незаменимый в холодное время.

Самурай, который лишался имущественных прав в случае смерти или разорения своего хозяина, назывался «ронин», что означает «человек волн», поскольку такие люди переходили с места на место в поисках работы для своих мечей. Тысячи ронинов защищали стены замка Осака во время великой осады 1614—1615 гг., надеясь отомстить Токугава за своих бывших хозяев. В знаменитом фильме А. Куросавы «Семь самураев» все главные персонажи — ронины.

Ниндзя, специально тренированные шпионы и убийцы, использовавшиеся даймё, обычно с ног до головы закутывались в черное. Куртка напоминала покроем куртку современного дзюдоиста, а черный капюшон полностью закрывал голову, оставляя только щель для глаз. Узкие штаны заправлялись в гетры поверх черных носков, и даже соломенные сандалии были черного цвета со специальными мягкими подошвами, не издающими шума при ходьбе.

Юный самурай Хонда Тадакуцу (1548-1610 гг.) с модной прической

Юный самурай Хонда Тадакуцу (1548-1610 гг.) с модной прической

Важнейшим элементом внешнего вида любого самурая была его прическа, уходу за которой уделялось много внимания. Даже ронин мог испытывать определенную гордость по поводу этой части своего туалета, а для обыкновенного самурая считалось позором, если хотя бы одна прядь его волос не была месте. В начале XVI в. У самураев появился обычай выбривать переднюю часть головы. Изначально это делалось для того, чтобы волосы не мешали носить шлем, но к периоду Момояма такая прическа стала просто модной. Выбритая часть головы называлась сакаяки, а оставшиеся волосы заплетались в косичку (мотодори). Бьшо два способа плетения косы.

Один назывался тасэн-гами, поскольку такая коса напоминала бамбуковый веничек для чая, используемый в японской чайной церемонии. Этот способ заключался в том, что нижняя часть мотодори обматывалась бечевкой до тех пор, пока он не становился похожим на помазок для бритья.

Другой способ, более простой, состоял в том, что намасленные волосы собирали в длинную узкую косу на затылке, сгибали ее вперед, затем назад и связывали. Этот способ, называемый мицу-ори, или тройной, был весьма популярен в период Момояма. Разновидность этого стиля называлась футацу-ори, когда коса укладывалась только вперед на сакаяки. Однако кончик косы всегда аккуратно обрабатывали бритвой. Молодые самураи, тем не менее, не выбривали голову. Волосы на этом месте образовывали треугольную челку, что в среде молодых самураев считалось особым шиком.

Некоторые самураи вообще не брили голову, а зачесывали волосы назад и заплетали их в косу Токугава Иэясу был яростным противником подобной практики, так как считал, что такая прическа не придаст хорошего вида голове, если она будет отрублена. Иэясу был большим специалистом по отрубленным головам и заставлял своих людей перед сражением окуривать волосы благовониями.

Когда доспех был надет, коса развязывалась и волосы зачесывались назад: на романтических гравюрах XIX в. самураи изображаются с развевающимися по ветру волосами.
Самураи, которые были одновременно буддистскими монахами, полностью обривали свои головы.

Самурайские прически с мотодори — с выбритой передней частью головы (сакаяку) и не выбритой.

Самурайские прически с мотодори — с выбритой передней частью головы (сакаяку) и не выбритой.

            

Добавить комментарий