Тоётоми Хидеёси 1536-1598 (II)

В 1588 году Хидеёси издал два указа, которые значительно повлияли на ход войны в Японии. Первым был так называемый указ об «охоте за мечами», по которому все оружие, находящееся у крестьян, конфисковывалось в пользу местных даймё для вооружения профессиональных армий. В действительности оружие конфисковывалось не только у крестьян, а вообще у всех, кому Хидеёси не доверял. Под конфискацию попали все: мелкие даймё, монастыри, старейшины деревень, прославившихся своим непокорством.

В 1591 году последовал эдикт о разделении. Этот эдикт юридически закрепил возникшее в результате конфискации оружия разделение японского общества на крестьян и воинов. Это разделение действовало на протяжении всего периода правления Токугава (1603-1867). Таким образом, Хидеёси, сам сделавший карьеру от крестьянина в полководцы, исключил возможность того, чтобы кто-нибудь проделал этот путь в будущем. В целом, это разделение но- сило разумный характер. Военное сословие в Японии уже было достаточно многочисленным, чтобы сформировать армию любой численности, а использование аркебуз и пик прежде всего требовало от солдат высокого уровня подготовки и ответственности, а не способности таким оружием обзавестись.

Тоётоми Хидеёси

Тоётоми Хидеёси закончил объединение Японии в 1592 году. К этому времени относится данный рисунок из свитка, хранящегося в музее Датэ в Увадзиме на острове Сикоку.

В 1590 году Хидеёси разбил Ходзё Одавару. За этой победой последовала долгая осада, которая не принесла победы, а закончилась перемирием. Падение дома Ходзё, правившего областью, где теперь стоит Токио, на протяжении пяти поколений, привело к тому, что большинство северных даймё покорились Хидеёси без боя. Датэ Масамунэ, о котором мы еще расскажем ниже, был одним из числа перешедших на сторону Хидеёси. В 1591 году Гамо Удзисато, служивший Хидеёси, взял замок Куноэ, завершив этим объединение Японии. Эпоха враждующих провинций закончилась. Япония снова стала единой.

Объединив Японию, Хидеёси попытался покорить Китай. Сначала он повел длительные и безрезультатные переговоры с Кореей. Хидеёси требовал, чтобы Корея признала его сюзеренитет и открыла проход японским войскам. Но Корея отказалась и стала объектом атаки. В 1592 году почти 140-тысячная японская армия высадилась на юге Кореи и двинулась на север, практически не встречая сопротивления. Хидеёси сам в Корею не поехал, поэтому все ко- мандование войсками лежало на плечах его командиров. Но вскоре у экспедиционных войск начались проблемы, вконечном итоге кампания провалилась.

Это было единственное крупное поражение в карьере Хидеёси. В 1598 году Хидеёси умер, незадолго перед смертью у него обнаружились признаки сумасшествия. После его смерти экспедиционную армию отозвали из Кореи. Несмотря на эту неудачу, даймё, даже те, чьи интересы действительно пострадали в ходе корейской кампании, сохранили о Хидеёси самые лучшие воспоминания, как о великом полководце. Они безропотно присягнули на верность его наследнику Хидеёри. Хидеёси всегда был солдатским генералом. Он сочетал в себе стратегическое видение с тактическим мышлением. Осады он вел с терпением и мастерством, а хитрых политиков искусно обводил вокруг пальца. Он вышел из низов, поэтому был любим солдатами. Большинство его командиров были такими же, как и он. Некоторые из них прежде служили в армиях даймё, разбитых Хидеёси, но затем перешедших на службу к Хидеёси, так как тот умел обращать на свою сторону побежденных противников. В отличие от Нобулаги, Хидеёси был гораздо гибче, он мог быть жестоким или великодушным, в зависимости от ситуации. Так, в один год он пощадил разгромленного правителя Сикоку, но приказал вырезать всех повстанцев, засевших в монастыре Негоро. Своих сторонников он щедро вознаграждал, поэтому они охотно шли с ним в новые походы.

В частной жизни грозный полководец писал полные нежности и доброты письма друзьям и родственникам. Он никогда не забывал поинтересоваться здоровьем адресата. Те, кто видели Хидеёси, обязательно отмечали, что он был невысок ростом и сухопар, а его лицо скорее напоминало мартышечье и не несло никаких черт благородства. Он роскошно украшал свои замки, дворцы и сады. Раздвижные двери в его домах были покрыты золотой фольгой. Хиде- ёси питал особую слабость к чайной церемонии. Он довел эту церемонию до совершенства, превратив ее в настоящее средство для самовыражения и дипломатии. Благодаря чайной церемонии Хидеёси общался с природой и своими противниками.

              

Добавить комментарий