Датэ Масамунэ (III)

Армию Масамунэ перебросили в Корею только тогда, когда там сложилась критическая ситуация. Японцы отступали к Пусану, порту, захваченному в ходе великолепной десантной операции в самом начале кампании. В письме, посланном Датэ Масамунэ домой, сообщается, что от бери-бери умирают восемь человек из десяти. В другом письме, написанном тремя днями позже, сообщается, что многие умирают от воды, которая в Корее «не такая, как в Японии». Возможно, что имелась в виду холера или тиф.

Датэ Масамунэ понес в Корее значительно меньше потерь, чем другие даймё. Он избежал затруднительного положения в сражении при Секигахаре. Но ему не удалось отвертеться от осады Осаки в 1615 году. Осада Осаки продолжалась на протяжении всей зимы 1614 года, а затем состоялась решающая летняя кампания, в ходе которой были перерезаны коммуникации между Осакой и Нарой на юго-востоке.

Здесь две реки сливаются у подножья цепи холмов, образуя естественный барьер, окружающий деревню Домёдзи. Это место имело богатую историческую традицию, так как здесь находилось несколько старых императорских гробниц, курганы и искусственные озера. В наибольшем кургане находились останки императора Одзина, которого обожествили как Хачимана — бога войны. Сражение при Домёдзи разыгралось среди гробниц, хотя участникам сражения почти ничего не было видно из-за густого тумана. Датэ Масамунэ сражался в авангарде армии Токугавы. Сначала сражение складывалось против правительственных войск, пока выстрелом из аркебузы не был убит полководец повстанцев Гото Мотоцугу. Последнее сражение летней кампании произошло неподалеку от Тоннодзи. В тот день Датэ Масамунэ держал свое знамя на левом фланге армии Токугавы, поэтому ему пришлось сыграть ключевую роль в сражении. Асано Нагаакира получил приказ зайти повстанцам во фланг, но по ошибке атаковал своих же союзников. Раздались крики об измене, хотя измены на самом деле не было. Ошибку удалось распознать, но в результате боевые порядки Токугавы смешались. Датэ Масамунэ носился на коне среди солдат, пытаясь навести порядок. Он сумел успокоить и вдохновить солдат, которые устремились в бой и одержали победу.

После Осаки Датэ Масамунэ сумел заняться укреплением своих владений. К тому времени Датэ Масамунэ пришлось сыграть уникальную для того времени роль человека, организовавшего посольство в Европу. К этому времени христианство преследовалось почти по всей Японии по приказу сёгуна Токугавы Хидетады. Датэ Масамунэ сумел остановить преследования и добился того, что из тюрьмы в Эдо выпустили христианского миссионера отца Сотело. Масамунэ отправил Сотело назад в Европу, а вместе с ним послом к папе отрядил своего вассала Хасекуру Цуненагу. Посольство покинуло Сендай в 1613 году, за год до начала осады Осаки.

Путешествие заняло год. Цуненага прибыл ко двору короля Испании Филиппа, где был крещен. Затем самурай отправился в Рим, где папа Павел V присвоил ему почетное римское гражданство. Спустя пять лет посол вернулся на родину, чтобы обнаружить, что гонения на христианство в Японии начались с новой силой. Цуненага не отрекся от своей веры. Масамунэ, видя стойкость своего вассала, не стал его преследовать, и Цуненага умер своей смертью в 1622 году.

Датэ Масамунэ заботился о своих подчиненных. В частности, его солдаты носили пуленепробиваемые доспехи, которые позднее получили название сендай-до по названию столицы Масамунэ. Мы раньше упоминали о легендарном самообладании Масамунэ. Однажды, во время чайной церемонии, Масамунэ едва не выпустил из рук дорогую фарфоровую чашку. Он вздрогнул и воскликнул «Ах!», но потом произнес: «Я приучил себя не дрожать в самой гуще боя, не произносить лишних слов, и я же испугался разбить чашку только потому, что она стоит тысячи золотых слитков! Да не будет!» С этими словами он с размаху швырнул чашку о камни.

Датэ Масамунэ умер в 1636 году. К тому времени он всеми считался мудрым управляющим и великолепным генералом. К тому времени эпоха самурайских войн, а сам Датэ Масамунэ был одним из последних представителей славной традиции. Спустя два года в Японии произошло восстание Симабара — мятеж крестьян на Кюсю, поднятый христианами. К тому времени японская армия уже настолько утратила боеспособность, что толпа практически безоружных крестьян сумела более года держаться против правительственных войск. Эпоха великих самурайских полководцев подошла к концу.

Самурайские полководцы северной Японии, 1600 г.

Самурайские полководцы северной Японии, 1600 г.

На протяжении почти всего периода Сенгоку северная часть Японии представляла содой особую территорию, почти никак не связанную с центральными частями страны. Позднее Датэ Масамунэ присягнул Хидеёси и сохранил все свои владения.

1: Датэ Масамунэ (1566-1636 гг.)
Датэ Масамунэ был наиболее влиятельным даймё на севере Японии. Фактически, он был хозяином этой части страны, пока ему не пришлось смириться с тем, что правителем всей Японии стал Хидеёси. Масамунэ изображен в черном нуинобэдо с белой шнуровкой. Его шлем покрыт медвежьим мехом.

2: Сироиси Мунезанэ (1553-1599 гг.)
Сторонник Датэ Масамунэ, Мунезанэ изображен здесь в традиционных доспехах юкиноситадо, имевших мощный пуленепробиваемый нагрудник. Серебряный иероглиф я (быть) украшает шлем как маэдатэ.

3: Наоэ Канецугу (1570-1619 гг.)
Канецугу поначалу был вассалом Уэсуги и выступал против Токугавы. Доспехи дангаиэдо. Шлем с маэдатэ в виде иероглифа аи — первой буквы слова Айдзу, названия владений Канецугу.

Добавить комментарий