Дальний Восток

Ниндзя в Секигахара, 1600 год

Когда второй объединитель Японии Тоёми Хидеёси умер в 1598 году, его сыны Тоёми Хидеёри было всего пять лет. Воспользовавшись этим обстоятельством, даймё и придворные начали плести интриги, стараясь добиться влияния на молодого сёгуна и от его имени править страной. Токугава Иэясу также вел свою игру, которая привела к тому, что все даймё разделились на два враждующих лагеря. Конфликт разрешился в 1600 году апокалипсической битвой при Секигахара. Это было крупнейшее сражение, когда-либо разыгрывавшееся на японской земле. Читать далее

Ниндзя в Осака, 1615 год

Победа при Секигахара была решающей. В 1603 году Токугава Иэясу провозгласил себя сёгуном, избрав своей столицей замок Эдо. Охрану замка обеспечилил ниндзя из Ига и Кога. В задачу выходцев из провинции Ига входила охрана внутренних помещений замка, известных под названием О-ку. Здесь находились комнаты наложниц Иэясу. Ниндзя из района Кога, которых было в два раза меньше, чем ниндзя из Ига, охраняли наружные ворота замка, известные как Оте-мон. Читать далее

Ниндзя при Симабара, 1638 год

С падением замка Осака в Японии больше не оставалось соперников, способных на равных противостоять сёгуну Токугава. Сколько-нибудь серьезная угроза возникла лишь однажды – в 1638 году на острове Кюсю. В районе Симабара началось крестьянское восстание, которое быстро переросло в настоящую войну. Восстание в Симабаре всегда привлекало к себе пристальное внимание западных историков, поскольку оно носило христианский характер. Христианство было запрещено в Японии в 1637 году после периода определенных гонений. Читать далее

Миф о ниндзя

Традиция приукрашивать рассказы о ниндзя имеет довольно давнюю историю. Первые случаи создания вокруг ниндзя и ниндзюцу мифа связаны с попытками представить ниндзя знаменитых исторических персонажей, действительная биография которых малоизвестна. Два великих героя Минамото Йосицуне (1159-1189) и Кисуноки Масахиге (1294-1336) чаще других в популярной литературе называются отцами-основателями двух независимых школ ниндзюцу: Йосицуне-рю и Кусуноки-рю. Однако, никаких исторических подтверждений этому факту нет. Читать далее

Золотой век самураев

Японского самурая обычно представляют как независимого, гордого и высокомерного воина, ставящего личную честь и отвагу превыше всего остального и не желающего делить свою воинскую славу с другими. В определенной степени этот образ соответствует действительности, по крайне й мере, по отношению к ранним самураям; однако недавние исследования показали, что в период наибольшего подъема самурайского духа те, кто возглавляли самураев на полях сражений, не во всем соответствовали такой характеристике. Этот период (вторая половина XVI — начало XVII веков), известный как «период Момояма» , включает также начальные годы «периода Эдо». В дальнейшем мы будем называть эту эпоху «период Момояма». Читать далее

Армия самураев

Вместе с расширением масштаба военных операций в XVI в. увеличивалась численность участвовавших в них войск. Документальные данные, касающиеся клана Симадзу, господствовавшего на острове Кюсю, свидетельствуют о резком увеличении в середине XVI в. численного состава воинских подразделений, и несмотря даже на стесненные обстоятельства, в которых оказался этот клан после поражения от Хидэёси в 1587 г., они, начиная с 1590 г., регулярно поставляли в его армию довольно внушительные воинские контингенты. Читать далее