Операции «Смелость»

Операция «Смелость» (mivtza abirey lev) — форсирование Суэцкого канала — была разработана командованием АОИ еще до начала войны. Этот план разработал генерал-майор Шарон в бытность свою командующим Южного округа. План предусматривал, что две дивизии высадятся на западном берегу канала и захватят плацдарм между Исмаилией, Джебель-Убедом, Джебель-Атакой и Суэцем. Танковые части должны были разгромить противника в этом районе, а затем нанести удар в южном направлении и отрезать египетские войска на восточном берегу канала.

Бронетранспортер МЗ «Ta'gad» (батальонный перевязочный пункт) 1-го батальона 14-й танковой бригады отыскивает солдат, получивших ранения в ходе боя 9 октября.

Бронетранспортер МЗ «Ta’gad» (батальонный перевязочный пункт) 1-го батальона 14-й танковой бригады отыскивает солдат, получивших ранения в ходе боя 9 октября.

Было решено, что канал следует форсировать в районе укрепленного пункта «Matzmed», у северного берега Большого Горького озера. Здесь Шарон приказал выложить бетонной плиткой площадку размерами 700 на 500 метров и обнести ее со всех сторон песчаной насыпью. Район укрепленного пункта «Matzmed» был очень важным в стратегическом отношении, поскольку северо-западнее находились четыре дороги, ведущие вглубь страны, а юго-западнее находились холмы Генефа, доминирующие над шоссе Каир-Суэц.

14 октября в 22;40 план «Смелость» был официально предложен на рассмотрение на штабном совещании командования Южной Группы войск. Согласно плану, дивизия «Апк» должна была начать наступление в направление «Matzmed», навести переправу через канал в районе Деверсуар, После захвата плацдарма на западном берегу канала, вперед должна была выдвинуться дивизия «Вгеп», которой следовало развивать наступление на юг, в направлении холмов Генефа и далее, на Суэц. Тем временем дивизия «Sassoon» должна бьша полностью овладеть восточным берегом канала, после чего в наступление должна была перейти дивизия «Arik». В первую же ночь операции следовало навести переправы, а во вторую ночь предполагалось совершить бросок на юг. Первой форсировала канал разведывательная рота «p]ugat siyur hativatit» 247-й резервной парашютной бригады полковника Дани Матта. Три танковые бригады дивизии «Arik» (14-я бригада полковника Решефа, 600-я бригада полковника Тувия Равива и бригада «hativat Haim» полковника Хаима Эреза) насчитывали в обшей сложности 274 танка. 600-я танковая бригада должна бьша нанести отвлекающий удар в восточном направлении.

После того, как отвлекающий удар был нанесен, 14-я танковая бригада, усиленная одним танковым батальоном из 600-й бригады и тремя батальонами мотопехоты, должна была вклиниться межу 2-й и 3-й Армия.ми египтян, после чего повернуть на север и попытаться занять Китайскую ферму. Кроме того, 14-я танковая бригада должна была взять под контроль шоссе «Tirtur» и «Akavish», ведущие на восток. Сразу после этого вперед выдвигались две бригады, располагавшие оборудованием для форсирования канала. Парашютисты полковника Матта должны были двигаться вдоль шоссе «Akavish», сопровождая паромы и надувные понтоны, а солдаты из бригады «Haim» — вдоль шоссе «Tiitur», сопровождая сборные мосты. Парашютисты Матта располагали шестьюдесятью бронетранспортерами МЗ и шестьюдесятью надувными лодками, но к 10:00 ни один бронетранспортер не прибыл на исходные позиции. Брен, опасаясь неприятных неожиданностей, отказался от идеи двигаться по шоссе «Akavish». Кроме того, он организовал своеобразный отряд бензовозов из нескольких МПЗ , способных двигаться по песку наравне с танками.

С 17:00 по 21:00 15 октября операция по форсированию Суэцкого канала набирала обороты. 600-я танковая бригада отвлекла египтян, нанеся отвлекающий удар. 14-я танковая бригада выступила в 23:30. Парашютисты полковника Матта получили приказ форсировать канал под прикрытием танков полковника Эреза. Израильтяне достигли вымощенной площадки и начали готовится к переправе. Два батальона парашютистов вместе с разведротой начали переправу 16 октября в 01:25 под прикрытием массированного артиллерийского налета. Впрочем, артиллеристы накрыли безлюдную равнину, поскольку египетских войск в этом районе не было. Несколько минут спустя полковник Матт послал в эфир радиограмму: «Акапулько: Акапулько:». Это означало, что переправа прошла успешно. К 03:00 Матт закрепился на западном берегу канала. Образовался плацдарм шириной 1000 и глубиной 225 метров.

Прибыли подкрепления: передвижной КП Матта и еще два батальона парашютистов. Египтяне несколько раз обстреливали плацдарм, но огонь был слабый и неточный. На рассвете бригада развернула свои порядки, и три батальона (416-й, 564-й и 565-й), насчитывавшие в общей сложности 750 человек, заняли боевые позиции. Парашютисты были хорошо оснащены противотанковым оружием: трофейными гранатометами, винтовочными гранатами и LAW 66m.

Первые танки из бригады «Haim» переправили на паромах в 06:43. Кроме поддержки парашютистов, танки должны были уничтожить египетские ЗРК, чтобы позволить израильским самолетам летать над каналом.

Модернизированные танки M51 «Sherman» готовы к участию в танковом бою, 14 октября 1973 года. Как показал боевой опыт, старые «Шерманы» хорошо показали себя в пустыне.

Модернизированные танки M51 «Sherman» готовы к участию в танковом бою, 14 октября 1973 года. Как показал боевой опыт, старые «Шерманы» хорошо показали себя в пустыне.

Разведывательный OT-62 на службе в АОИ. Обратите внимание на батальонный флаг, а также на белую полосу на кормовой броне. Эта полоса позволяла механикам-водителям держать дистанцию во время ночных передвижений.

Разведывательный OT-62 на службе в АОИ. Обратите внимание на батальонный флаг, а также на белую полосу на кормовой броне. Эта полоса позволяла механикам-водителям держать дистанцию во время ночных передвижений.

            

Добавить комментарий