Воздушно-десантные войска, послевоенные годы

Боевая деятельность ВДВ в годы войны оценивалась двояко. С одной стороны десантники неизменно демонстрировали в боях чрезвычайное мужество и героизм – 196 десантников были удостоены звания Герой Советского Союза. С другой стороны практически все воздушно-десантные операции завершились полным провалом. ВДВ постоянно испытывали нехватку транспортных самолетов.

В 1946 г. ВДВ передали из состава ВВС под непосредственный контроль министерства обороны. В последующее десятилетие ВДВ выполняли роль стратегического резерва Верховного Главнокомандования. Общие принципы применения ВДВ оставались неясными. Уроки Второй мировой войны показали, что воздушные десанты могут успешно решать тактические задачи, но вопрос об использовании десантов для решения оперативных и стратегических задач оставался открытым. В СССР тщательно изучали не только собственный боевой опыт, но и действия германских парашютистов в Голландии, Бельгии и на Крите, союзников – под Арнемом и в Нормандии.

Десант ВДВ зимой

В частях ВДВ в зимнее время часто использовались обычные белые маскхалаты сухопутных войск. Десантники проходили лыжную подготовку.

Никто не ставил под сомнения огромный оперативный потенциал воздушных десантов, способных перенести фронт в тыл врага. В конечном итоге воздушно- десантные войска как род вооруженных сил в Советской Армии сохранился. Огромные усилия стали прилагать для решения двух проблем»: обеспечения ВДВ транспортными самолетами и насыщения воздушно-десантных подразделений специально разработанным тяжелым вооружением. Именно слабая огневая мощь десанта стала причиной катастрофы десанта союзников под Арнемом. В 1956г. ВДВ были включены в состав сухопутных войск, командующим ВДВ стал генерал В.Ф. Маргелов. В годы войны Маргелов стал Героем Советского Союза, а после войны этот человек сделал для десанта столько, что ВДВ до сих пор расшифровывают как Войска Дяди Васи.

В 1955 г. на вооружение военно-транспортной авиации стали поступать транспортные самолеты Ан-8, впервые реально обеспечивавшие воздушный мост для десанта. Ранее в качестве транспортных использовались самолеты Ли-2 (все тот же DC-3) и в ограниченном количестве транспортные модификации бомбардировщика Ту-4. В 1964 г. на вооружение поступил четырех моторный транспортник Ан-12, ставший на десятилетие рабочей лошадью воздушного десанта.

Общей проблемой воздушно-десантных подразделений всех армий мира являлась их слабая огневая мощь, недостаточная для уверенной борьбы с танками противника. В Советском Союзе воздушно-десантные подразделения первыми еще в середине 30-х годов получили на вооружение безоткатные орудия, но тогда динамо-реактивные пушки Курчевского себя не оправдали. В начале 50-х годов на вооружение ВДВ были приняты новые 82-мм безоткатные орудия Б-10, затем – 107 мм безоткатные пушки Б-11, которые были спроектированы не базе захваченных в Корее американских безоткатных орудий. Для борьбы с бронетехникой с коротких дистанций предназначались ручные противотанковые гранатометы, сначала РПГ-1, затем РПГ-2. Безоткатные орудия сбрасывались с парашютами в специальных контейнерах, причем контейнеры могли десантировать даже реактивные бомбардировщики Ил-28.

Огневая мощь десанта была значительно усилена с принятием на вооружение легких авиадесантных самоходно-артиллерийских установок. В начале 50-х годов была разработана 76-мм самоходка АСУ-76 и 57-мм истребитель танков АСУ-57. АСУ-57 выпускалась массовой серией, на вооружение эту самоходку приняли в 1955 г. Согласно штату, в каждом парашютно-десантном полку полагалось иметь по девять АСУ-57. Самоходки сбрасывались на поддонах с помощью специальной грузовой парашютной системы. Сначала АСУ-57 перевозилась бомбардировщиками Ту-4 (по одной самоходке под правой и левой консолями крыла), затем – военно-транспортными самолетами Ан-8.

Велась разработка легкого авиадесантного танка на базе плавающего легкого танка ПТ-76, в конечном итоге эти работы привели к появлению самоходно-артиллерийской установки АСУ-85. Серийный выпуск АСУ-85 начался в 60-е годы, в каждой парашютно-десантной дивизии имелось по 31 самоходке АСУ-85. В отличие от АСУ-57, АСУ-85 доставлялась на место посадочным способом.

Дальнейшему качественному и количественному росту ВДВ способствовал Карибский кризис, после которого в 1964 г. ВДВ были подчинены непосредственно министру обороны СССР.

Эта реорганизация ВДВ стала точкой перегиба в развитии этого рода войск. ВДВ стали развиваться комплексно и получили статус элитных войск. В 60-е годы сухопутные войска Советской Армии отрабатывали ведение боевых действий в условиях применения ядерного оружия. В новой военной доктрине ВДВ отводилось особое место. Соответственно десанту требовалась новая техника, особенно бронированная. В 70-е годы на вооружении десанта появился облегченный вариант боевой машины пехоты – боевая машина десанта, БМД-1.

              

Добавить комментарий