Принятие англичанами христианства

Обращение англосаксов в христианство было самым важным событием в истории средневековой Британии. Оно произошло не сразу, явившись результатом длительных усилий римских миссионеров на юге и кельтских проповедников на севере и западе станы. Святой Августин высадился в Кенте в 597 году. Жена здешнего короля Этелберта уже была христианкой. К тому же со времени ухода римлян здесь существовала христианская община. Но дальнейшее обращение широких слоев населения происходило медленно, особенно в королевствах Суссекс, Вессекс и Мерка. В Нортумбрии миссионеры, принадлежавшие к двум разным группам, не нашли между собой общего языка. Попытка их сотрудничества привела к конфликту. Большое значение для победы христианства имело сражение под Винвадом, возле Лидса, имевшее место в 655 году н.э. Король Мерки Пенда, являвшийся поборником язычества, возглавил армию, состоявшую из жителей своего королевства, а также восточных англов, кельтов из Уэльса и мятежников города Дейра из королевства Нортумбрия. Его армия была разгромлена гораздо меньшим войском Нортумбрии, а сам Пенда был убит. Одержавший победу король Нортумбрии Осви положил конец противостоянию кельтской и римской церквей. В результате в 664 году в Витби состоялся знаменитый собор духовенства.

Редкое изображение шлема стиля "Бенти Гранж" с украшением в виде фигурки животного наверху, VIII век, Англия

Редкое изображение шлема стиля «Бенти Гранж» с украшением в виде фигурки животного наверху, VIII век, Англия

Принятие христианства англосаксами не повлекло за собой немедленных изменений в структуре армии, но имело более отдаленные и глубокие последствия, так как теперь Британия вступала в более тесные отношения с христианскими европейскими государствами. В армии нового государства сохранились некоторые старые порядки, например, по-прежнему существовала сотня, подразделение, состоявшее из 100 воинов. Бремя военных расходов ложилось тяжелой ношей на владельцев земли. Надел для одной крестьянской семьи, являвшийся административной единицей, с которой брали военные и иные налоги, назывался хайдом. В VIII веке военное снаряжение стало дороже, поэтому одна семья больше не могла снарядить одного воина. Тогда закон был изменен. Отныне пять хайдов стали той административной единицей, на которую возлагалась обязанность снаряжать одного воина.

Со времени англосаксов до наших дней дошло очень мало письменных свидетельств, из которых с точностью можно заключить лишь одно: существовала прямая связь между владением землей и несением воинской повинности. В начале VIII века эта система укрепилась, когда приближенные короля стали требовать в награду землю, предпочитая ее иным сокровищам. Позже, когда земля была предана церкви, эта связь продолжала существовать. Теперь духовные власти должны были содержать многочисленное войско.

Воины показывали большую преданность непосредственному командиру, чем верховному правителю. Верность основывалась на приносимой клятве и не связывалась впрямую с владением землей. Тем не менее, после достижения англосаксами единства, армия оставалась основным орудием короля. В Британии наблюдалось гораздо меньшее разделение военной власти, чем в странах Западной Европы. При Оффе в конце VIII века свободное население несло три вида воинской повинности: служба в армии, дежурство в гарнизоне, строительство мостов и укреплений. Воинские призывы VIII-X веков также были разных видов. Фирда считался всеобщим призывом, не имевшим территориальных ограничений. Однако, при необходимости он мог быть организован по инициативе местных властей. Войско, собранное таким образом, как правило, состояло из пехотинцев – жителей графств и небольших городов, имевших собственное простейшее снаряжение. Малый фирд являлся призывом, который организовывался только местной властью. В нем участвовали воины, каждый из которых снаряжался одной административной единицей, состоявшей из пяти крестьянских хозяйств. Это войско имело хорошее снаряжение. Целью другого вида созыва было формирование провинциального войска из воинов небольших англо-саксонских королевств. Когда такое войско, во главе которого, как и в прежние времена, мог стоять старейшина, оно объединялось с другими провинциальными войсками. Воин, не пришедший на королевские сборы, подвергался крупному штрафу; тот, кто проигнорировал сборы меньшей значимости и масштаба – менее крупному штрафу. В общем и целом Англия времен англосаксов не была содружеством свободных крестьян и воинов даже перед вторжением скандинавов в X веке. В Мерке, Нортумбрии, Кенте и на юго-западе в подчинении у местных владык находилось множество деревень. Норманны, захватившие власть в 1066 году, были удивлены многочисленностью общественных классов и групп, каждая из которых обладала разной степенью личной свободы и несла определенный вид воинской повинности.

Одна из лучших рукописей эпохи конца правления англосаксов под названием "Старый завет"

Одна из лучших рукописей эпохи конца правления англосаксов под названием «Старый завет» датируется примерно 1000 годом н.э. Обратите внимание, что лишь король облачен в кольчугу.

            

Добавить комментарий