Конская упряжь и гражданская одежда рыцарей

Коней часто покрывали попонами, доходившими до бабок и иногда закрывавшими также и хвост. Попона часто делилась на две поповины у седла, но встречались и сплошные попоны. Обычно попоны закрывали не только круп, но и голову животного, иногда имелись специальные прорези для ушей. В некоторых случаях попона была стеганой. Обычно на попоне изображался герб ее владельца, но встречались и одноцветные попоны. Попоны имели подкладку, которая впитывала конский пот. К середине столетия на некоторых иллюстрациях изображена кольчужная попона, которую клали поверх стеганой попоны. Такая попона указана в списке Фоукса де Бреоте (1224), где кольчужная попона с подкладкой названы в одном пункте. В 1277 году заплатили 16 шиллингов за две льняные попоны, предназначенные в качестве подкладки под кольчужную попону. Такие попоны закрывали животное целиком. Оруженосцы в армии Эдуарда I обязывались покрывать своих коней попоной. Если они не имели попоны, то их жалованье уменьшалось с 8 до 6 шиллингов в сутки. Поскольку оруженосцы ездили на простых верховых конях, стоивших порядка 5-8 фунтов, возможно попоны должны были скрыть комплекцию коней.

На печати Роберта Фитцуотера видно, что голова и шея коня покрыта стеганым капюшоном, отдельным от остальной попоны. Такие капюшоны получили ограниченное распространение ближе к концу столетия. Шамфронов на иллюстрациях мы не находим, хотя о кожаных шамфронах есть упоминание в описании Виндзорского турнира 1278 года.

Гражданская одежда

Надгробье Уильяма Маршала-младшего

Надгробье Уильяма Маршала-младшего, лондонский Тампль. Лицевой клапан пристегнут с помощью пряжки на левой щеке. На заднем плане видно надгробье Уильяма-старшего.

Гражданская одежда была в принципе одинаковой для всех слоев общества. Однако ценность материалов, из которых она шилась, находилась в прямой зависимости от социального статуса человека. Нижнее белье состояло из льняной рубахи и пары льняных кальсон. Кальсоны достигали колен или были ниже. Нижние концы кальсон часто подворачивались и подвешивались на завязках к поясу. Поверх нижней рубахи надевалась сорочка с длинными рукавами. Обычно сорочка доходила в длину до колен, но встречались и длинные варианты, доходящие до лодыжек. Длинные рубахи носили в торжественных случаях. Как короткие, так и длинные рубахи имели прорези на поясе. На воротнике рубахи имелся разрез, застегиваемый с помощью броши или булавки. Встречались рубахи с открытым воротом, которые можно было легко надевать через голову. Встречались рубахи с диагональным воротом или с разрезами на плечах. Реже, чем в прежние столетия, на рубахах встречались вышивка или аппликация. В основном рубаха была одноцветной, иногда подкладка рубахи была контрастного цвета. Рукава рубахи были венгерского типа, то есть выкраивались из одного куска ткани в остальной рубахой.

Кроме сорочки носили верхние рубахи — сюрко. Некоторые разновидности сюрко походили на те, что встречались раньше. Сюрко были той же длины, что и сорочки, или немного короче. Рукава свободные или облегающие, иногда длиной до локтя. Другим вариантом верхней рубахи был пелиссон, отличавшийся от сюрко тем, что имел меховую оторочку. Другой вид верхней одежды — табард — походил на пончо, также одевался через голову и дополнительно перехватывался на поясе зажимами. Душегрейка представляла собой тяжелое пальто, доходившее до лодыжек. Длинные рукава имели спереди прорези, через которые можно было высовывать ладони. Душегрейка обычно имела капюшон и носилась без пояса. Примерно с 1260 года в моду вошли сюрко свободного покроя с широкими рукавами, доходящими до локтя. Такое сюрко могли носить с поясным ремнем. в это же время появился гарнаш, который во многом походил на табард, но имел широкие плечи. Борта же были сшиты, хотя могли оставаться открытыми. Гарнаш носили без пояса. В середине века появился сюрко плотного покроя с разрезами по бокам, открывающий доступ к подвешенным на поясе кошельку или ключам.

На ногах носили чулки. Короткие чулки достигали колена и могли украшаться по краю орнаментом. Более длинные чулки достигали середины бедра и надевались на кальсоны. Чулок заканчивался сверху языком, который подвязывался к поясу. У некоторых чулок вместо стопы была простая петля, другие же имели полную кожаную или шерстяную подошву. Короткие чулки подвязывались под коленом. Короткий период после 1200 года широкое распространение у знати получила крестообразная шнуровка поверх чулка. Башмаки были простыми, доходили до лодыжки, имели шнуровку или пряжку. Встречались также свободные сапоги, обычно с не очень высоким голенищем.

Иногда носили плащи. Плащ имел прямоугольную или полукруглую форму, достигал колен или лодыжек, иногда имел капюшон. На шее плащ застегивался посередине или на левом плече, позволяя свободно действовать правой рукой. Застежкой служила пряжка или брошка, некоторые плащи имели завязки. Плащи кроили из различных видов тканей, состоятельные люди носили плащи из дорогой материи и более длинные. Иногда плащи подбивали мехом.

Существовало несколько видов головных уборов. Самым распространенным был капюшон, застегивающийся на пуговицу. Встречались также шапки без полей и с полями различных фасонов.

Подшлемники, обычно носимые с доспехами, иногда выступали в роли самостоятельного головного убора. Волосы стригли под горшок или каре, бороды и усы подстригали. Молодые люди обычно брились.

Знатные люди иногда носили перчатки, которые бывало достигали локтя и были украшены. Пуговицы использовались для украшения костюма. Состоятельные люди носили одежду из дорогих тканей.

              

Добавить комментарий