Доспехи английских рыцарей

Наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец. Несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии. Поэтому мы будем опираться в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.

Рыцарь, 1210 г.

Рыцарь, 1210 г. Среди доспехов кольчуга занимала главное место. По длине она достигала колен. Длинные рукава заканчивались кольчужными рукавицами. Под кольчугой надет стеганый акетон с вертикальной строчкой. Поверх кольчуги надето сюрко без поясного ремня. В начале столетия щиты еще усиливали металлическим умбоном в центре. В последующие годы эта практика стремительно сошла на нет. Такой умбон оставался со времен круглых щитов, на которых он был неотъемлимым элементом, прикрывая центральную рукоятку. Пехотинцы продолжали использовать небольшие круглые щиты-баклеры с центральной рукояткой и умбоном.

К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя мы знаем описания некоторых процедур. Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца. Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой. Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец. Возможно, что в мастерской работало несколько человек. От мастера требовалось особое искусство, чтобы кольчуга хорошо сидела на теле воина и не давила подмышками. Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей. Неизвестно, имелись ли какие-либо специальные приспособления, ускоряющие сборку кольчуги. В большинстве случаев все кольца кольчуги были склепаны, иногда чередовались ряды склепанных и сваренных колец.

Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами. Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник. Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой. Иногда клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку. В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь. Под кольчужный шлем надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком. Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником, продолжали широко применяться до конца XIII века.

Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.

Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречались нечасто вплоть до конца столетия. К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающимися накладками из железа или китового уса. Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.

Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки. Под шоссы поддевались льняные кальсоны. Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.

Примерно в 1225 году появились стеганые кюиссы, которые надевались на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы. В середине века впервые отмечено использование наколенников. Наколенники или прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или к стеганным кюиссам. Первоначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок. Очень редко встречались налокотники. Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.

              

Добавить комментарий